Праздничный портал - Pompeishow

“Круги (мешки) под глазами — почему появляются, и как избавиться?

Готовые выкройки свободных женских рубашек простого кроя без вытачек

Начерченные схемы для вышивки крестом и бисером

Как сделать из бумаги кунай

Как сплести медведя из резинок Как сделать из мелких резинок мишку

Любовь или влюбленность? Тест. Что это: симпатия, влюбленность или любовь? Проверь свои чувства Тест симпатия или любовь

Как должны сидеть брюки на мужчине и с чем их правильно носить?

Как отметить первую годовщину свадьбы?

Как быть жене, если муж стал инвалидом?

Срединный феноловый пилинг Феноловый пилинг лица

Выбираем красивые прически для бальных танцев

Сценарий празднования Дня рождения (для девочки) Сценарий на детский др 9 лет девочке

Лучшие яичные маски для лица в домашних условиях Сколько держать маску из желтка на лице

Странные вещи о браке пиппы миддлтон Громкие романы Пиппы

Снежинка из макарон своими руками пошаговая

Проблемы социального обеспечения в современной россии и пути их решения. Курсовая работа: Проблемы социальной защиты населения в России Проблема права соц обеспечения в рф

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Нормы декларации связывают реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных случаев утраты средств к существованию по независящим от гражданина обстоятельствам.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе - это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.

К конститутивными признакам социального обеспечения относятся: объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты граждан, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь, старость, инвалидность, безработица и т.д.); особые фонды, источники социального обеспечения; особые способы предоставления средств к существованию; закрепление правил предоставления социального обеспечения в законе.

Объективные основания социального обеспечения при всем их различии воздействуют на способность человека к труду в направлении ее временного или постоянного ограничения или полной утраты. Именно они предопределяют потребность определенного числа людей в получении от общества источника средств к существованию в обмен на новый затраченный труд; потребность в профилактико-оздоровительных мероприятиях для трудоспособных членов общества с целью нормального воспроизводства рабочей силы и охраны их здоровья и т.д.

Любая из этих потребностей может быть реализована, если она будет признана обществом социально значимой, то есть закреплена в законе. Игнорирование обществом этих потребностей не замедлит сказаться на его нормальном функционировании. Другое дело, что и степень признания, и степень игнорирования перечисленных потребностей связана с экономическим базисом общества. Вызвано это тем, что по своей экономической природе социальное обеспечение прямо или косвенно связано с распределительными и перераспределительными отношениями общества.

Нужно отметить, что в современном обществе социальное обеспечение перестало выступать в виде доброхотства, облагодетельствования, предоставляемого более обеспеченными слоями общества его менее обеспеченным категориям граждан. Оно также не может рассматриваться в качестве права-привилегии отдельных слоев общества.

Социальная защита как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

    Основные направления социальной политики в

Российской Федерации

Одним из важнейших направлений политики государства считается социальная защита. Она поддерживает материальное и социальное положение каждого человека в обществе. Другими словами, она помогает тем слоя населения, которые в силу каких-либо обстоятельств не могут самостоятельно обеспечивать свое существование. Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации, которая объявила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Также в Конституции проговаривается то, что каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Если говорить конкретней о самом определении социальной защиты, то можно сказать, что социальная защита, это особый вид социально-экономической деятельности, который ориентируется на различные слои населения. Социальная защита, это политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

Социальная защита должна обеспечивать гарантированный промежуточный минимум, покупательную способность граждан, защиту здоровья, жизни и имущества. Необходимость социальной защити исходит из наличия общественной потребности иметь в государстве систему законов, которые будут компенсировать социальное несовершенство организации производства материальных благ и их распределения.

Социальное обеспечение, это основная часть социальной защиты населения. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии, поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.

Социальная защита и социальное обеспечение, это сфера таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм и моральные устои общества. Всеобщая декларация прав человека, объявила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Роль социального обеспечения состоит в том, что оно является особой формой удовлетворения тех или иных потребностей в источниках средств к существованию нетрудоспособных граждан и престарелых. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Формы социальной защиты населения могут быть классифицированы по различным основаниям: в зависимости от субъекта-адресата социальной защиты:

Общие, направленные на все население.

Исключительные, предоставляются в особых случаях, на основании специальных нормативных актов, поддержка лиц, пострадавших от стихийных бедствий, катастроф природного и техногенного характера и так далее.

Основными формами социальной защиты населения являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование и социальное обслуживание.

Меры социальной защиты могут выражаться в виде денежных выплат или социальных услуг. Денежными выплатами являются пенсии, пособия, стипендии, субсидии, дотации и компенсации. К услугам следует относить как натуральные виды содержания, например, лекарства, так и полезный эффект, возникший в результате труда, как целенаправленной деятельности человека, например, доставка лекарств. В числе средств социальной защиты находятся также преимущества и льготы.

Преимущества выражаются в предоставлении гражданам первоочередного или внеочередного права на получение социального блага, а льготы облегчают условия удовлетворения социальных потребностей и делают его бесплатным или со снижением стоимости, точнее говоря, они освобождают субъекта-получателя от выполнения каких-либо обязанностей. Преимущества и льготы могут распространяться и на трудоспособных граждан в качестве поощрения.

Конституция Российской Федерации не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации, это, прежде всего, государственное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав, это закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

По способу осуществления можно выделить активную и пассивную социальную политику. Пассивная социальная политика предполагает искусственное сдерживание цен, стабилизацию или рост за счет этого уровня жизни, увеличение дотаций по всем направлениям социальной защиты. Но наиболее предпочтительна активная политика. В ней главное, это создание условий для проявления инициативы и повышение роли государства в поддержке уровня жизни пенсионеров и детей.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в двух видах:

1) денежные выплаты, то есть социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты;

2) натуральная помощь, а это топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи.

Сущность социальной защиты проявляется в таких ее функциях как экономическая, политическая, демографическая и социально-реабилитационная.

Экономическая функция заключается в замещении заработка, дохода или содержания, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью, потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Политическая функция способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные отличия в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Социальная защита была, и будет играть самую важную роль в развитии и поддержке общества. Ведь если не будет социальной защиты, то малообеспеченный уровень населения будет на грани нищеты. Кто-то конечно сможет выжить, а кто-то нет, эти люди просто станут потеряны для общества. Можно привести пример, пенсионер, который живет один или человек, который слег и не может сам за собой ухаживать, как они будут выживать без социальной помощи? Они не смогут выжить.

Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения.

Социальная защита населения включает в себя социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь, согласуется с социальной политикой государства, которая, по Конституции, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    Проблемы социальной защиты населения в Российской Федерации

Социальной защите населения всегда отводится огромная роль. Чтобы развиваться и процветать государство должно воплощать в себе право и справедливость, поддержку своего населения. От состояния социальной сферы, эффективности проводимой государством политики в сфере социальной поддержки граждан зависит стабильность общества, его устойчивое развитие, а в итоге его национальная безопасность. В статье выделены имеющиеся проблемы социальной поддержки населения в России на современном этапе, а также обозначены меры повышения ее эффективности. Ключевые слова: социальная поддержка населения, социальная политика, проблемы социальной поддержки, меры по повышению эффективности социальной помощи, приоритетные цели социальной защиты.

Социальная поддержка населения - это всевозможные мероприятия, которые проводятся органами социальной защиты в рамках социальной политики в России. Такие мероприятия ориентированы на предоставление помощи отдельным категориям граждан, которые нуждаются в поддержке. Они проводятся в соответствии с законодательными и правовыми актами страны. В Российской Федерации существует программа под названием: «Социальная поддержка граждан».

В ней намечены основные ориентиры и задачи, которые необходимо выполнить до 2020 года. Прежде всего, это выполнение обязательств нашей страны по социальной поддержке граждан. Второй задачей является обеспечение потребности граждан в социальном обслуживании. Следующей задачей служит создание благоприятных условий для функционирования института семьи. И последняя задача, которая стоит в данной программе - повышение значимости негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг населению. До настоящего времени в Российской Федерации не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты. Необходимо отметить, что в системе, сложившейся в России, присутствует чрезвычайно высокая роль государства. На текущий момент, основной проблемой государственной социальной поддержки населения в России является отсутствие единого Федерального закона, который мог бы полностью регулировать государственную поддержку российских семей.

В настоящее время существует только проект такого Федерального закона: «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации», который устанавливает правовые основы государственной поддержки семьи, определяет цели, принципы и приоритеты государственной поддержки семьи как важного направления государственной социальной политики. Невзирая на то, что в последнее время наше государство предприняло целый комплекс мер, которые могли бы улучшить материальное положение пенсионеров, семей с детьми, безработных и инвалидов, в области социального обеспечения все также имеется ряд острых наболевших проблем.

Следует особо отметить проблему, связанную с состоянием и перспективами развития пенсионной системы. Данные проблемы отнюдь не ограничиваются вопросами о возрасте выхода на пенсию. Выдвигаются различные предложения по развитию пенсионной системы путем отмены обязательных пенсионных накоплений, перехода на добровольные накопления, которые будет стимулировать государство и так далее.

Решение этих проблем зависит не только от состояния экономики страны, но и от новой концепции пенсионного обеспечения. Следующей актуальной проблемой является оказание социальной поддержки людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях. К таким людям можно отнести бездомных, беженцев, мигрантов и переселенцев. Для решения названной проблемы необходимо совместными усилиями территориальных органов социальной защиты с прочими заинтересованными службами решить вопросы организации домов ночного пребывания, а также социальных приютов и гостиниц. Необходимо минимизировать случаи отказа в помощи людям, которые попали в экстренную ситуацию. Кроме этого в России присутствует проблема, которая связана с предоставления ряда мер социальной поддержки населению по категориальному признаку. То есть, в соответствии с имеющимся статусом гражданина, который определен как федеральным, так и региональным законодательством.

Так, например, при таком подходе меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, труженикам тыла, жертвам политических репрессий, а также отдельным категориям сельских специалистов и прочим. Предоставление иных мер социальной поддержки осуществляется с учетом нуждаемости, которая основывается на оценке доходов, имущества или потребности в жилье. Большинство мер социальной поддержки финансируется из средств бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом наблюдается региональная дифференциация удельного веса мер социальной поддержки, предоставляемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации в общем числе предоставляемых мер социальной поддержки.

Также одной из проблем социальной поддержки населения можно выделить присутствие иждивенческого настроя у населения, а также отсутствие у некоторых граждан заинтересованности в улучшении собственного благосостояния. Правительство Российской Федерации планирует ввести некоторые меры по повышению эффективности социальной помощи населению до 2020 года:

Во-первых, это модернизация рынка труда. В нашей стране относительно низкая безработица. Это требует более эффективных мер по задействованию имеющихся трудовых ресурсов, распределение их в точках экономического роста. Чтобы добиться этого, необходимо снизить затраты на переезд к новым местам работы, а также обеспечить доступность инфраструктуры на всей территории страны.

Во-вторых, создание новых возможностей для развития отраслей человеческого капитала, а именно образования и здравоохранения.

В-третьих, оказание семьям с детьми интенсивную поддержку. Например, материнский капитал, который стал важным инструментом социальной политики. Правительство расширило сферы его применения и продлевает сроки реализации этой программы.

В-четвертых, продолжение выплат ежемесячных пособий многодетным семьям, включая дотации на жилищно-коммунальные услуги.

В-пятых, ликвидация очереди на земельные участки для многодетных семей или предоставление им жилья. Данную цель Правительство планирует выполнить за три года.

В-шестых, выработка комплексной программы помощи пожилым людям. Такая программа будет направлена на получение адекватной медицинской помощи. Необходимо обновить систему поддержки людей пожилого возраста, которая должна соответствовать запросам современного общества. Структура современной жизни должна обеспечивать и структуру жизни пожилых людей. В-седьмых, модернизация системы здравоохранения, поскольку уровень ее развития определяет качество жизни любого гражданина.

Данная задача достаточно сложна в исполнении. Как минимум это связано с большими затратами. Например, денежные средства, которые были вложены за последние годы в современное медицинское оборудование, по масштабу превышают все, что делалось ранее.

В-восьмых, четкие формулировки государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. В приоритете развитие первичной санитарной помощи, телемедицина, внедрение единой электронной карты пациента.

В-девятых, обеспечение доступности и качества лекарственных препаратов. Эта задача является наиболее значимой для государства. Необходимо, чтобы лекарственными препаратами могли воспользоваться даже малообеспеченные пациенты. Также необходимо увеличить эффективность системы контроля за качеством производимых препаратов, медикаментов и медицинской техники. Помимо этого, 6 июня 2016 года вышел «План деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2016 год и плановый период до 2021 года», в котором были определены пять приоритетных целей, направленных на решение задач, поставленных перед государством. Достойный труд, справедливая зарплата. Достойная пенсия за продолжительный добросовестный труд. Улучшение демографической ситуации. Социальная защита приблизится к человеку. Государственная гражданская служба должна стать открытой и профессиональной.

Таким образом, можно сделать вывод, что в нашем государстве существует достаточное количество проблем, связанных с социальной поддержкой населения. Однако уже намечены пути решения данных проблем. Государство на данный момент делает акцент на социальной сфере нашей страны, ведь данная сфера для населения является самой важной. Оно дает человеку уверенность в своем государстве, чувство спокойности и желания развиваться и помогать своей стране «идти вперед».

Заключение

Важнейшим атрибутом демократической модели социальной защиты населения является ее многосубъектность и полиформизм экономических основ, которые обеспечиваются институтами гражданского общества, добровольческими, неформальными усилиями, корпоративными структу- рами, религиозными конфессиями. Негосударственные субъекты социальной защиты с их экономическими основами, творческим потенциалом должны всемерно интегрироваться в систему социальной защиты России.

Деятельность «третьего сектора» ограничивает монополию властных органов социальной защиты, поэтому его инициативы нередко встречают сопротивление. В то же время, многие виды, формы социальной защиты, особенно на местном уровне, могут быть реализованы негосударственными субъектами более эффективно и со значительной экономией средств, например, на конкурсной основе при исполнении государственных, муниципальных социальных заказов и т.п.

Система социальной защиты населения имеет решающую зависимость от экономики. Именно в этой сфере формируются ресурсы, перераспределяемые на социальную политику. В этой связи весьма важно существенно снизить объемы теневой экономики, в том числе теневого рынка труда. «Оптимизация», а то и просто уклонение от уплаты налогов, неофициальные и неучитываемые выплаты заработной платы существенно снижают уровень социальных гарантий для трудящихся и ухудшают экономические возможности финансирования государственных внебюджетных социальных фондов.

В сфере экономики происходит и самореализация индивида как экономически самостоятельного, самообеспечивающегося субъекта. Поэтому эффективная занятость, рост национального производства, восстановление воспроизводственной и стимулирующей функции оплаты труда, рост реальных доходов - лучшие амортизаторы негативных влияний социальных рисков на трудящихся. Несомненно, что только по мере существенного роста реальных доходов всего населения, стабилизации механизмов и институтов социального страхования, расширения участия и ответственности негосударственных субъектов в системе социальной защиты, увеличения объема функций, выполняемых структурами гражданского общества, обеспечения самореализации индивида мы сможем построить свою систему социальной защиты населения вполне эффективную и отвечающую российской социокультуре и традициям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (ред. от 21.07.2014).

    Послание президента РФ Федеральному собранию в 2016 году.

    Статья «О результатах анализа социально-экономических последствий реализации мер социальной поддержки населения субъектами Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ («Закон о монетизации льгот”)» аналитического центра при Правительстве РФ.

    Статья Д. А. Медведева от 2016 года «Социально-экономическое развитие — обретение новой динамики». Официальный сайт Государственной социальной поддержки граждан: [Электронный ресурс]. Режим доступа: - «http://www.socialnaya-podderzhka.ru/formy_socialnoj_podderzhki/".

    Официальный сайт журнала «Вопросы экономики»: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — http://www.vopreco.ru/ (дата обращения: 03.03.2017). Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/2.

    Официальный сайт Правительства России: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — http://government.ru/.

» » Проблемы социального обеспечения

Проблемы социального обеспечения


Вернуться назад на

В России до настоящего времени не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты, для которой характерны чрезвычайно высокая патерналистская роль и крайне слабо обозначенные общественные институты. В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой сфере и представлялся удачным. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом.

Назад | |

  • 8. Принципы правового регулирования отношений по социальному обеспечению.
  • 10. Процедурные и процессуальные правоотношения в сфере социального обеспечения.
  • 12. Права граждан на социальное обеспечение в Российской Декларации прав и свобод человека и гражданина и в Конституции рф
  • 13 Стратегия реформы пенсионной системы
  • 14 Общая характеристика н.П.А. ,регулирующих пенсионное обеспечение
  • 15 Общая характеристика актов, регулирующих обеспечение граждан пособиями
  • 16 Общая характеристика актов, регулирующих социальное обслуживание пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми.
  • 17 Понятие трудового стажа и его классификация
  • 18 Страховой стаж и его юридическое значение
  • 19 Общий трудовой стаж: понятие и юр значение
  • 20 Специальный трудовой стаж: понятие и юридическое значение
  • Виды спец-го стажа:
  • Иные периоды спец. Стажа:
  • 21. Виды трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий и страховой трудовой стаж
  • 22 Доказательства трудового стажа
  • 23 Установление стажа по свидетельским показаниям
  • Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению
  • Круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению
  • 25 Досрочные пенсии по старости при неполном специальном стаже
  • 28 Досрочные пенсии по старости в связи с особыми условиями труда и определенными видами
  • 29 Досрочные Пенсии по старости в связи с работой по определенной профессии с повышенным эмоциональным,умственным и нервным напряжением
  • 31 Размеры трудовой пенсии по старости и порядок их определения
  • 34 Условия назначения пенсий за выслугу лет военнослужащим и прировненных в пенсионном обеспечении к военнослужащим.
  • 36. Размеры пенсий за выслугу лет и порядок их выплаты работающих пенсионеров
  • 38 Условия, определяющие право на трудовую пенсию по инвалидности
  • 39 Размер трудовой пенсии по инвалидности и порядок его определения. Нормативная продолжительность страхового стажа инвалида.
  • 40. Специальные правила обеспечения пенсией инвалидов, из числа военнослужащих; Размеры пенсии.
  • 41 Условия назначения пенсии по случаю потери кормильца. Круг лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца
  • 43. Специальные правила обеспечения пенсией по случаю потери кормильца семей: военнослужащих; граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • 46. Порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсий; индексация пенсий.
  • 48. Приостановление, возобновление, прекращение и восстановление выплаты трудовой пенсии.
  • 49. Выплаты пенсий лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории рф.
  • 52. Ответственность органов, назначающих и выплачивающих пенсии, по вине которых недополучена пенсия.
  • 53. Круг лиц, обеспечиваемых страховыми выплатами в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • 54. Виды страхового возмещения и их размеры.
  • 55. Порядок назначения и выплаты страхового возмещения
  • 56. Понятие пособий и их классификация. Единовременные и ежемесячные пособия.
  • 57. Пособия по временной нетрудоспособности: условия назначения, сроки выплаты.
  • 58. Размеры пособия по временной нетрудоспособности.
  • 59. Пособия по беременности и родам.
  • 60 Ежемесячные пособия на детей в возрасте до 18,учащиеся до 18 лет
  • 61. Размеры пособий на детей и по уходу за ребенком до 1,5 лет.
  • 64 Социальное Пособие на погребение.
  • 65 Компенсационные выплаты:понятие и основания для их получения
  • 66. Государственная социальная помощь. Едв.
  • 68. Право на бесплатную медицинскую помощь и лечение. Виды медико - социальной помощи.
  • 69. Бесплатная либо со скидкой лекарственная помощь.
  • 72. Социальное обслуживание семей с детьми
  • 72. Социальное обслуживание семей с детьми.
  • 73 Профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов(этот вопрос она вычеркнула из списка)
  • 76. Льготы по системе социального обеспечения.Виды льгот, круг лиц, имеющих право на льготы
  • Вопрос №1. Право человека на социальное обеспечение в международных актах.

    Предоставление гражданам социальных и социально-экономических прав служит одним из проявлений прогресса человеческой цивилизации.

    «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, провозгласила наряду с политическими и личными правами – право каждого человека на «такой жизненный уровень», включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и семьи.

    К числу основных Генеральная Ассамблея отнесла право на социальное обеспечение. Принятие декларации означало, что большинство стран мира брали на себя обязательство предоставить эти права своим гражданам или подтвердить их представление.

    Положения Декларации нашли продолжение в некоторых других международных документах, например, в «Европейской социальной хартии», принятой Советом Европы в 1961 году. В Хартии перечислялись 19 социальных прав, в том числе на защиту здоровья, социальную помощь, социальное страхование, правовую, экономическую защиту и др.

    Социальные права занимают определенное место в конституциях некоторых экономически развитых стран, в частности Франции, Италии, Японии, Германии и ряда других.

    Так в конституции Франции, принятой в 1946 году – записаны права на социальное обеспечение граждан. В конституции Японии, принятой в 1947 году записано право граждан на поддержание минимального уровня жизни. «В всех сферах жизни, – отмечается в этой конституции государство должно прилагать усилия для подъема и дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения, а также народного здравия».

    В конституциях ряда стран право на социальное обеспечение упоминается, но при этом предполагается, что провозглашение политических и личных свобод, уже в том общем виде, в каком они содержатся в Декларации прав человека и гражданина» служит достаточным основанием для обеспечения прав в социальной и социально-экономических сферах.

    Среди международных актов, подтверждающих право человека на социальное обеспечение: «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах», «Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Эти документы все ратифицированы нашей страной в соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона «О Международных договорах Российской Федерации» и являются действительными для Российской Федерации.

    2 Российская система социального обеспечения: современное состояние, правовые проблемы дальнейшего развития

    Социальное обеспечение - форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества. Виды социального обеспечения - предоставление какого-то блага имущественного (деньги, вещи, услуги) или неимущественного (например, психологическая помощь) характера нуждающемуся гражданину с целью его содержания или для оказания ему помощи в денежной или натуральной форме. Предоставление имущественного или неимущественного блага осуществляется тем категориям физических лиц, которые, по мнению государства, утратили собственный источник средств к существованию, либо они определенными средствами располагают, но не в должном объеме. Отсюда любой вид социального обеспечения обладает качеством государственного иждивения. Предоставление определенного блага нуждающемуся гражданину преследует цель: оказать человеку (субъекту права социального обеспечения) государственную помощь, так как он находится в трудной жизненной ситуации; обеспечить содержание человека, то есть предоставить ему необходимые и достаточные для естественного существования средства (например, комплекс услуг в домах для престарелых, инвалидов, детских (специализированных) дошкольных учреждениях). Виды социального обеспечения делятся на две группы: Социально-обеспечительная помощь. Помощь по системе права социального обеспечения оказывается тем категориям нуждающихся, которые, согласно цели этого вида предоставления, 1, имеют определенный источник средств к существованию, но этот источник был ими временно утрачен и должен быть восстановлен в связи с объективной возможностью устранения причины необеспеченности; 2, помощь оказывается в тех случаях, когда нуждающиеся обладают постоянным источником средств к существованию, но его размер очень мал и не в состоянии обеспечить алиментарное существование; 3, помощь может предоставляться и тогда, когда лицо, возможно, не утрачивает постоянный или основной источник средств к существованию, но в силу сложившихся, как правило, непредвиденных, экстраординарных обстоятельств, оказывается в состоянии нуждаемости, например, в результате расстройства здоровья, стихийных бедствий и катастроф и в других случаях. Социально-обеспечительное содержание. Преследует цель предоставить человеку а) необходимые и б) достаточные для жизнесуществования средства. Это значит, что государство обязуется направить в адрес нуждающегося, дать ему то, без чего естественное существование человека как биосоциального организма невозможно. Соц-обесп.содержание предоставляется тем, кто, еще не в состоянии приобрести самостоятельный источник средств к самообеспечению, либо уже не в состоянии самостоятельно себя обеспечить. Социальное страхование - установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счёт государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов. Фонд социального страхования Российской Федерации является вторым по величине (после Пенсионного фонда РФ) социальным внебюджетным фондом. Цель Фонда социального страхования Российской Федерации - финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др. Источниками формирования средств Фонда социального страхования РФ служат страховые взносы предприятий и организаций всех форм собственности в составе Единого социального налога, ассигнования из федерального бюджета, добровольные взносы юридических и физических лиц и др. Деятельность Фонда социального страхования относится к сфере государственных (публичных) финансов. Социальное страхование является инструментом реализации государственной социальной политики.

    1

    В статье изучаются теоретические аспекты проблемы социального обеспечения под углом зрения концепции «социального государства». В социально-философской литературе проблема сопряженности системы социального обеспечения и экономические возможности государства не получила достаточного освещения. Авторы отстаивают идею необходимости отказаться от минимизации роли государства в пользу ее повышения в перераспределении материальных благ, соблюдая принцип социальной справедливости. В этой связи приводится опыт европейских стран по осуществлению концепции «государственного благосостояния», которая, видоизменяясь в поисках оптимальной модели экономического развития, предлагает приемлемые соотношения рыночных начал и механизмов социального обеспечения. Обосновывая необходимость отказа от либеральной концепции в пользу государственного регулирования экономической сферы, акцент делается на обеспечении синхронности базовых направлений проводимых реформ во всех сферах, и этот аспект российских преобразований рассматривается как начальный этап и решающее условие сбалансирования рыночных начал и системы социального обеспечения.

    оптимальный баланс

    социальный риск

    либеральная экономика

    индикатор качества

    адаптация

    расслоение общества

    социальная структура

    социальное благополучие

    социальное обеспечение

    1. Волкер А. Принципы развития европейской социальной модели: минимальные стандарты или социальное качество / Мир перемен. 2008, № 1. С. 72.

    2. Ерахтин А.В. Возможно ли в России гражданское общество? Вестник российского философского общества. 2010, № 4. С. 76.

    3. Конституция РФ. М., 1993. С. 6,15.

    4. Лукашева Е.А. Европейские модели социального качества: параметры модернизации социального государства. / Конституционные права и свободы личности в контексте взаимодействия гражданского общества и государства. – М., 2010. С. 29.

    5. Пайпс Г. Собственность и свобода. М., 2000. С. 269–270.

    6. Право социального обеспечения: учебник / Под ред. Гусова К.Н. М., 2001. С. 10

    7. См.: Концепция «государства благосостояния» (дискуссии в западной литературе 1980-х годов). Реферативный сборник, Ч. 1, М., 1988.

    8. См.: Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М., 2008. С. 342.

    9. Тучкова Э.Г. К вопросу о критериях дифференциации в социальном обеспечении. Материалы пятой Международной научно-практической конференции «Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда и социального обеспечения». М., 2009. С.401.

    10. Феоктистов А.В. Проблемы реализации социальных прав в России / Конституционные права и свободы личности в контексте взаимодействия гражданского общества и государства. М., 2010. С. 405.

    11. Чиркин В.Е. Гражданское общество, государство и социально-экономические права (элементы взаимосвязи) / Конституционные права и свободы личности в контексте взаимодействия гражданского общества и правового государства. М., 2010. С. 90.

    Научная разработка проблем социального обеспечения в современном обществе имеет важное научное и практическое значение. Содержание и механизм реализации института социального обеспечения всегда привлекали внимание исследователей. Однако многие аспекты формирования системы социального обеспечения, использование средств, правовые основы самой системы пока не получили достаточного освещения. В этой связи авторы ставят задачу актуализировать проблематику социального обеспечения, ее место в концепции правового социального государства. Акцент при этом делается на вопросах обеспечения справедливого перераспределения средств как непременного условия эффективного функционирования системы социального обеспечения в обществе.

    Содержание понятия социального обеспечения, его параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в российском обществе. Оно непосредственно зависит от развития экономики и тесно связано с политикой и социальным благополучием как работающих, так и неработающих слоев населения. Без эффективного функционирования социального обеспечения не может быть стабильности и прогресса в обществе. В этой связи важное научное и практическое значение имеют изучение механизма формирования системы социального обеспечения, выявление тенденций и противоречий в действии этого механизма. Важно исследовать процесс разработки и принятия законов, государственных программ и решений, выявить факторы, которые влияют на формирование политики государства в области социального обеспечения.

    Сложность решения этой научной задачи во многом связана с практическими процессами, происходящими в социальной сфере. Известно, что развитие общества сопровождается накоплением в его социальной структуре таких изменений, которые в итоге приводят к качественным сдвигам, появлению новых социальных общностей, к изменению или замене прежних. В результате социальная структура становится все более многообразной. Этот процесс, как правило, обеспечивает обществу гибкость, устойчивость и возможность дальнейшего развития. В современном российском обществе политика имущественной дифференциации, расслоившая общество на сверхбогатых и обездоленных, не привела к прогрессивному развитию социальной структуры и не способствовала появлению однородных социальных слоев. Отсутствует механизм гармонизации интересов членов общества, различающихся по уровню и качеству жизни. Особенно в тяжелом положении оказались слабо социально защищенные категории населения: инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, дети-сироты, одинокие люди. Эти процессы накладывают отпечаток на правовое нормирование системы социального обеспечения, каждый раз диктуя необходимость его совершенствования.

    Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации, которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека . Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности или в иных случаях, установленных законом.

    В этой связи следует отметить, что в современной России система социального обеспечения, как и само общество, переживает переходный период. Концепция социального обеспечения, как и социальной защиты населения в целом, применительно к новым политическим и экономическим условиям постоянно находится в процессе видоизменения и совершенствования. По многим ее положениям среди специалистов отсутствует единство мнений. Новая система формировалась на базе утверждаемых государством концепций и программ. Однако экономический кризис не позволяет реализовать их в полном объеме, поэтому преобразования проводятся по частям в зависимости от их приоритетности для будущего функционирования системы в целом.

    Современный этап характеризуется активным правовым регулированием отношений по социальному обеспечению, направленным на поэтапное преобразование системы социального обеспечения в целях ее органичного включения в структуру новых экономических отношений и смягчения процесса адаптации к ним социально слабых категорий населения.

    Как показывает зарубежный опыт, одно из наиболее перспективных направлений в решении проблем социального обеспечения в нынешних условиях России - это достижение сбалансированности экономических возможностей государства и содержания социального обеспечения граждан. Во многом оно определяется сегодняшним состоянием экономической системы страны и социальным содержанием проводимых реформ. Из этого вытекает обязанность государства защищать социальные права человека, помогать тем, кто не может самостоятельно обеспечить свое существование в обществе. Эта помощь должна идти от тех членов общества, которые оказались наиболее подготовленными к жизни в этом обществе.

    В современном российском социуме государство не является исключительным собственником средств производства. Это обусловливает особую модель социального государства, в рамках которой сложно выстраивать справедливое соотношение рыночных начал и государственной социальной поддержки. Тем не менее перераспределение производимой продукции для защиты уязвимых слоев населения является исполнением конституционной обязанности государства и мерилом его социальной сущности. Специалисты справедливо подчеркивают, что «главная задача государства заключается в справедливом перераспределении благ, предоставления услуг и обеспечения прав обездоленных слоев населения» . Однако, как мы считаем, решению этой задачи не способствует либеральная концепция социально-экономического развития общества. В России сложилась ничем не оправданная диспропорция в материальном обеспечении граждан. По материалам счетной палаты, 71 % жителей страны владеют лишь немногим более 3 % собственности, тогда как 5 % богатых завладели 72,5 % собственности . О положительной социальной динамике нельзя говорить при пятикратном превышении норм эксплуатации труда относительно стран Западной Европы. Низкая доля участия государства в перераспределении созданного валового продукта привела к заработной плате, которая многократно ниже оплаты труда многих европейских стран . Как видно, основные индикаторы социального качества в российской действительности подчеркивают нерешенность важнейших условий социального обеспечения человека. Как результат - явное противоречие между социальной сущностью государства и конституционными обязанностями. В таких условиях государству сложно реализовать сбалансированность экономических возможностей и объемы гарантированных социальных благ.

    Заметим, что стремление сбалансировать рыночные начала и государственную систему социального обеспечения всегда являлось центральной политикой практически всех европейских стран, особенно тех стран, которые придерживаются концепции «государство благосостояния» . Данная концепция, по мнению ученых, постоянно видоизменялась в поисках приемлемой модели экономического развития и новых сущностных черт природы социального государства, выдвигаемых реальной практикой. Е.А. Лукашева справедливо отмечает: «... социальное государство не является статичным. Находясь в постоянном движении, в непрерывно меняющихся условиях, концепция социального государства нуждается в постоянных пересмотрах и адаптациях» . При этом подчеркивается необходимость продолжения противостояния сторонников концепции «социального государства» и тех, кто отстаивает либеральную концепцию о необходимости «предельно сузить социальную деятельность государства и круг лиц, подлежащих социальной защите» . Аргументы противников концепции «социально ответственного государства» кроются в отстаивании неолиберального характера экономики в условиях глобализации, в которой роль государства должна быть сведена к минимуму.

    Заметим, что данная тенденция о приоритете либеральной экономики характеризует в целом и ситуацию в российском обществе. Между тем даже специалисты, далекие от концепции «социального государства», критикуют неолиберальную модель экономического развития. Например, создатель европейского фонда социального качества А. Волкер в своей критике отмечает, что в условиях неолиберальной глобализации «мировая конкуренция означает, что налоги и социальные расходы должны быть снижены и что традиционная формула благосостояния общества не подходит для мира, в котором неустойчивости и дифференциации - норма жизни» . Несмотря на такое противостояние двух концепций, по сведениям специалистов, ведущие европейские государства стремятся сбалансировать рыночные начала и государственную социальную поддержку.

    Для России эта проблема имеет куда более глубокие корни. Европейские страны шли к реализации концепции социального государства столетиями, постоянно корректируя ее под давлением общественных движений. В России эта проблема еще далека от постановки. В российском обществе проблема сбалансирования экономического развития и государственной социальной поддержки касается другого аспекта - обеспечения синхронности базовых направлений реформ: экономической, социальной, культурной. Не решив эту проблему, невозможно обеспечить баланс экономического развития и государственной социальной поддержки. Необходимость обеспечения синхронного развития ключевых направлений реформ диктуется логикой и масштабами общественных преобразований в русле демократического устройства, на что претендует современная Россия. К тому же обеспечение гармоничного развития всех сфер общества вписывается в контекст выдвинутой главой государства общенациональной идеи - создание конкурентоспособности страны. Ведь «конкурентоспособность» предполагает не только экономический аспект. Не менее важны социальный, интеллектуальный и культурный компоненты. Для реализации общенациональной идеи потенциала у России предостаточно, было бы желание использовать интеллектуальную силу и собственные ресурсы народа и обеспечить синхронность факторов, объединяющих идею «конкурентоспособности». Совершенно очевидно, что это прерогатива государства. В современном глобализирующемся мире зреющие социальные тенденции Россия в состоянии преодолеть только путем повышения удельного веса государственных средств производства и ответственности государства за создание регулирующих механизмов, вводящих рыночные отношения в цивилизованные рамки. Поскольку государство предназначено для выражения общенациональных интересов, общество не может обходиться без государственного регулирования развития сфер экономики. «Даже во времена высшего расцвета экономической свободы, - пишет Г. Пайпс, - правительство повсюду так или иначе вмешивалось в экономические и социальные дела: бездеятельное государство - понятие столь же мифическое, как и первобытный коммунизм» . Регулирующая роль государства будет решающим фактором укрепления материальных устоев общества и на этой основе - создания эффективной системы социального обеспечения.

    В этих условиях усиливается потребность в поисках оптимального баланса свободы предпринимательства, частной инициативы и социальной справедливости, социальных обязательств государства перед человеком. Отдельные авторы основную причину неэффективности системы социального обеспечения видят в несправедливом распределении собственности, созданной всем народом, оказавшейся в руках небольшого круга людей . Ввиду того что по своей экономической природе отношения по социальному обеспечению являются отношениями по перераспределению созданного материального богатства в пользу людей социального риска, то и выделяемые государством для этих целей материальные средства должны определяться исходя из экономических возможностей государства. При этом следует отметить, что государство, даже экономически развитое, не в состоянии удовлетворить в полном объеме разнообразные потребности людей. Исходя из этого «... объем социальных благ, предоставляемых через систему социального обеспечения, жестко нормируется путем законодательного закрепления круга обеспечиваемых, видов обеспечения, условий их предоставления и размеров» . Такое нормирование считается важным механизмом, с помощью которого вся система работает для достижения цели повышения благосостоянии населения. Эффективность функционирования системы зависит от того, насколько она научно обоснована и социально справедлива.

    В этой связи важное теоретическое значение приобретает понятие социального обеспечения как категории, имеющей общечеловеческую ценность. Социальное обеспечение - это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд, а с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей пожилых, больных, инвалидов, детей, безработных, всех членов общества и обеспечения нормального воспроизводства рабочей силы . Данное определение является универсальным и отражает сущность социального обеспечения независимо от конкретных исторических условий, в которых оно организуется. В его основе лежат такие устойчивые признаки, как объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты, источники социального обеспечения, правила предоставления социального обеспечения, закрепленные в социально-правовых нормах. В науке под социальным обеспечением принято понимать форму выражения социальной политики государства, направленную на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества. Исходя из этого определения к системе социального обеспечения следует относить все виды пенсий, пособий, компенсаций, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан. В рамках разных организационно-правовых форм представляются разные виды социального обеспечения.

    Подводя итоги, отметим, что институт социального обеспечения представляет собой совокупность общественных отношений по перераспределению материальных благ в пользу создания условий социальной стабильности в обществе и удовлетворения потребностей и интересов человека. В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств утраты способности самообеспечения, потери источников средств существования. Преодолеть их самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят от воли отдельного человека. Но они прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности, создавая систему социального обеспечения, приемлемую на данном этапе развития общества.

    Рецензенты:

    Кильберг-Шахзадова Н.В., д.фил.н., профессор кафедры теории и технологии социальной работы КБГУ, г. Нальчик;

    Шевлоков В.А., д.фил.н., профессор кафедры философии КБГУ, г. Нальчик.

    Библиографическая ссылка

    Хубиев Б.Б., Нафедзова Л.З., Тедеева Т.В. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРИРОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА (К ТЕОРИИ ВОПРОСА) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19192 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    При выработке и реализации социальной политики в мировой практике применяется целый ряд различных ориентиров, показателей, индикаторов, нормативов и стандартов. В нашей стране такой социальный инструментарий носит крайне ограниченный характер и находится еще только на стадии своего формирования, несмотря на то, что для современной России он жизненно необходим. Связано это с тем, что в условиях жестких бюджетных ограничений, вызванных очередным витком финансово-экономического кризиса и внешнеполитической конъектурой, Правительством РФ проводится курс по сокращению социальных расходов, который очень опасно осуществлять «вслепую», «наощупь», эмпирически - путем проб и ошибок, не представляя себе границ социальной чувствительности, «предела социального терпения» населения.

    Зададимся вопросом, каким научным арсеналом социальных ориентиров мы обладаем на данный момент времени?

    Как известно, наиболее социально чувствительной группой населения являются пенсионеры, особенно неработающие пенсионеры. В правительственной стратегии долгосрочного развития пенсионной системы применен следующий социальный ориентир - достижение социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения населения. При этом в пенсионной стратегии не раскрывается, что следует понимать под этим ориентиром.

    Таким образом, речь идет о термине «приемлемый уровень жизни». Нельзя не отметить, что избранный ориентир развития для российской пенсионной системы вступает в противоречие с конституционно-правовым ориентиром для проведения в стране социальной политики, который должен, по идее, определять субстантивное наполнение всех остальных ориентиров в этой сфере.

    Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ наша страна представляет собой социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Таким образом, конституционно-правовым ориентиром социального развития является обеспечение людям достойного, а не приемлемого уровня их жизни.

    Справедливости ради стоит отметить, что и этот важнейший ориентир также не получил еще своего содержательного раскрытия ни на нормативно-правовом уровне, ни в научной литературе. Н.В. Пу- тило обоснованно обратила внимание на то, что в ст. 7 не определены критерии, позволяющие считать результаты деятельности государства созданием «условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Под ними ученый-правовед понимает наличие в обществе тех факторов и механизмов, которые делают определенные социальные блага (жилище, медицинское обслуживание, технику и средства передвижения, сферу обслуживания, качественное питание) доступными для всех .

    Ориентир по обеспечению приемлемого уровня жизни для российских пенсионеров не соответствует и классическому международно-правовому ориентиру социального развития, закрепленному в ст. 11 Международного пакта от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» . В этом фундаментальном международном документе, на положениях которого во многом строится мировая система социального обеспечения, закреплено право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи и на непрерывное улучшение условий жизни. При этом принципиально важно, что понятие «достаточного жизненного уровня» раскрыто в Пакте через трехкомпонентный критерий, а именно «достаточным» можно считать только такой жизненный уровень, при котором самому человеку и членам его семьи обеспечивается: 1) достаточное питание; 2) одежда; 3) жилище. Все эти три компонента должны присутствовать в совокупности.

    Каким же образом соотносятся между собой рассмотренные нами социальные ориентиры: приемлемый, достаточный и достойный уровни жизни?

    Во-первых, очевидно, что это не есть синонимы. Следовательно, тождество между ними невозможно.

    Во-вторых, соотношения между собой социальных ориентиров достаточного и достойного уровней жизни имеет явственно проглядываемую логистическую взаимосвязь. Эта взаимосвязь основана на использовании при определении ориентиров осуществления социального обеспечения понятия «потребительский бюджет человека». О необходимости такого подхода писал еще в 1988 г. видный отечественный специалист в области экономики социального обеспечения Л.П. Якушев .

    В науке экономики труда под потребительским бюджетом принято понимать денежную оценку материальных благ и услуг, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы работающего населения и жизнедеятельность неработающего населения .

    В современный юридический обиход в нашей стране этот термин введен Указом Президента РФ от 02.03.1992 № 210 «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации» .

    Однако в названном Указе речь шла только о «минимальном потребительском бюджете», определяемом исходя из набора потребительских товаров и услуг, удовлетворяющих основные материальные и духовные потребности. В научной литературе употребляется и другой, связанный с ним термин, а именно «рациональный потребительский бюджет».

    Как соотносятся между собой минимальный и рациональный потребительские бюджеты? Если минимальный потребительский бюджет должен формироваться исходя из необходимости нормального воспроизводства рабочей силы и нормального исполнения семейных обязанностей в отношении трудоспособного человека, а также обеспечения нормальной жизнедеятельности в отношении нетрудоспособного человека (неработающего пенсионера или несовершеннолетнего ребенка), что является минимальным (жизненно необходимым) уровнем потребностей человека, то рациональный потребительский бюджет должен формироваться в расчете на удовлетворение не минимальных, а уже оптимальных (рациональных, разумных) потребностей человека.

    Таким образом, мы имеем все основания для того, чтобы сделать следующий вывод: достаточный и достойный уровни жизни соотносятся между собой так же, как соотносятся между собой минимальный и рациональный потребительские бюджеты. К сожалению, минимальный и рациональный потребительские бюджеты до настоящего времени не утверждаются нормативно, т.е. они не приобрели статус социальных нормативов (стандартов). Вместе с тем по своему предназначению именно они должны раскрывать нам содержательное наполнение социальных ориентиров достаточного и достойного уровней жизни.

    Было бы неправильно отождествлять понятия «минимальный потребительский бюджет» и «прожиточный минимум», который у нас нормативно утверждается Правительством РФ по трем целевым группам населения: трудоспособные, пенсионеры, дети. На этот факт нам прямо указывает уже упоминавшийся нормативный правовой акт - Указ Президента РФ «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации», в котором проводится четкая грань между понятиями «минимальный потребительский бюджет» и «бюджет прожиточного (физиологического) минимума», дифференцируемый по основным социальным группам и характеризующий минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг (продукты питания, предметы санитарии и гигиены, лекарства, жилищно-коммунальные услуги). Иными словами, показатель «прожиточный минимум» не учитывает воспроизводственную функцию и функцию исполнения семейных обязанностей (обязанностей по содержанию нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении), которые должны закладываться при определении показателя «минимальный потребительский бюджет».

    Согласно названному Указу показатель «бюджет прожиточного (физиологического) минимума» вводился временно - на период преодоления кризисного состояния экономики. Однако, как известно, в России нет ничего более постоянного, чем временное. Поэтому данный показатель сохранился до настоящего времени, обрел нормативно-правовой статус «прожиточного минимума» и преимущественным образом используется в качестве основного нормативного показателя социальной политики. Фактически именно этот показатель характеризует ориентир приемлемого уровня жизни .

    Почему нельзя отождествлять показатель «прожиточный минимум» с показателем «минимальный потребительский бюджет», определяемым в отношении нетрудоспособного человека. Действительно, применительно к нетрудоспособному человеку, утратившему свою работоспособность вследствие старости или инвалидности либо ее еще не приобретшему в силу несовершеннолетия, нет необходимости учитывать при расчете минимального потребительского бюджета расходы на воспроизводство рабочей силы. Однако семейные расходы нетрудоспособный человек вполне может нести (например, инвалид, имеющий на своем иждивении несовершеннолетнего ребенка), а при определении прожиточного минимума пенсионера такой вид расходов в расчет не закладывается.

    Кроме того, согласно ст. 1 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» данный показатель представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. В свою очередь, потребительская корзина дефинируется законодателем в названном Законе как необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания. Таким образом, расходы человека на приобретение собственного или оплату арендного жилья в указанный минимальный набор не входят.

    Что же касается ориентира «достаточный уровень жизни», который содержательно раскрывается через показатель «минимальный потребительский бюджет», то, как уже отмечалось, «достаточным» можно считать только такой жизненный уровень, при котором самому человеку и членам его семьи обеспечиваются достаточные

    питание, одежда и жилище 1 . Поскольку показатель «прожиточный минимум», определяемый в отношении пенсионеров, не включает в себя расходы на обеспечение человека жилищем, то, соответственно, данный показатель никак не может субстантивно раскрывать социальный ориентир «достаточный жизненный уровень». В такой ситуации этот ориентир не может быть связан не с чем иным, как только с показателем «минимальный потребительский бюджет». В другом случае он бы утратил свое универсальное значение, имманентно присущее социальному ориентиру.

    Итак, мы установили, что в Российской Федерации при осуществлении социального обеспечения используются, в той или иной мере, три социальных целевых ориентира:

    • - достаточный уровень жизни (международный ориентир);
    • - достойный уровень жизни (конституционный национальный ориентир);
    • - приемлемый уровень жизни (программный национальный ориентир).

    Перечисленным ориентирам корреспондируют собственные индикативные социальные показатели, призванные раскрывать их содержательное (субстантивное) наполнение (в порядке примененной выше иерархии ориентиров):

    • - минимальный потребительский бюджет;
    • - рациональный потребительский бюджет;
    • - прожиточный минимум (бюджет прожиточного (физиологического) минимума).

    В настоящее время только один из используемых у нас показателей - «прожиточный минимум» - имеет статус социального норматива.

    Какие еще социальные показатели (индикаторы) и нормативы (стандарты) используются в международной и национальной практике? Наиболее распространенным в мире показателем уровня (степени развития) социального обеспечения является «коэффициент замещения», который определяется процентным соотношением размеров выплат в системе обязательного социального страхования (пенсии, пособия) и размера заработка, денежного содержания (довольствия) или другого вида дохода, получаемого обеспечиваемыми лицами до установления им соответствующих страховых выплат.

    Применительно к показателю «коэффициент замещения» следует отметить два принципиальных момента. Во-первых, этот социальный показатель не имеет универсального характера, поскольку используется для оценки не всех выплат по социальному обеспечению, а только тех из них, которые имеют социально-страховой характер, т.е. являются видами обеспечения по обязательному социальному страхованию. Во-вторых, в государствах, которые присоединились к Конвенции Международной Организации Труда (МОТ) от 28.06.1952 № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» , данный показатель имеет статус социального норматива - минимального стандарта обеспечения . Согласно названной Конвенции страховые (трудовые) пенсии по старости, по инвалидности и по потере кормильца не могут быть менее 40% заработка, который имел работник перед выходом на пенсию.

    Государства, которые ратифицировали Европейский кодекс социального обеспечения (с учетом соответствующего Протокола), принятый Советом Европы 16.04.1964, применяют более высокие значения коэффициента замещения: в отношении страховых пенсий по старости и по случаю потери кормильца - 45%, а в отношении страховой пенсии по инвалидности - 50% заработка, который имел работник перед выходом на пенсию .

    Официальная методика расчета коэффициента замещения как норматива МОТ не утверждалась, что затрудняет его применение в практической деятельности. В государствах, которые ратифицировали Конвенцию № 102, сложилась различная практика поданному вопросу. В России в настоящее время изучается возможность присоединения к этому международно-правовому документу, однако методика определения коэффициента замещения продолжает дискутироваться среди специалистов .

    Вызывает большое сомнение научно-методологическая обоснованность применения к оценке уровня страховых пенсий не коэффициента замещения, а прожиточного минимума - именно такой подход заложен в правительственную пенсионную стратегию.

    Страховая пенсия - это компенсация застрахованным лицам в системе обязательного пенсионного страхования заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц . Поэтому и оценивать (измерять) степень данной компенсации необходимо посредством именно коэффициента замещения, а не прожиточного минимума, не имеющего никакого отношения к возмещению утраченного заработка.

    Показатель «прожиточный минимум пенсионера» должен использоваться для оценки уровня социальных пенсий, поскольку они в отличие от страховых пенсий призваны обеспечить нетрудоспособному лицу источник средств к существованию. К страховым (трудовым) пенсиям прожиточный минимум пенсионера необходимо применять в качестве вспомогательного (дополнительного) показателя в сочетании с основным показателем «коэффициент замещения» в целях защиты пенсионера от низкого уровня заработной платы.

    Таким образом, наряду с коэффициентом замещения, который может в зависимости от положений национального законодательства использоваться не только как оценочный показатель уровня страховых (трудовых) пенсий, но и в качестве социального норматива (стандарта), широкое применение и в мировой, и в российской практике имеет использование в качестве оценочного показателя прожиточного минимума пенсионера. Через процентное соотношение с данным показателем можно оценивать уровень пенсии по государственному пенсионному обеспечению, а в сочетании с коэффициентом замещения - и уровень страховой пенсии, о чем уже ранее говорилось .

    Более того, применительно к пенсионному обеспечению Определением Конституционного Суда РФ от 15.02.2005 № 17-0 «По жалобе гражданки Енборисовой Прасковьи Федоровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» показателю «прожиточный минимум пенсионера» придан нормативный характер. Согласно этому Определению минимальный размер трудовой пенсии по старости (базовая и страховая части данной пенсии) в совокупности с иными видами социального обеспечения не могут быть ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ, где проживает соответствующий получатель пенсии.

    Коэффициент замещения и прожиточный минимум являются основными оценочными показателями, используемыми при анализе состояния и развития системы социального обеспечения. При этом необходимо понимать, что они имеют определенные ограничения, в силу которых не могут носить универсального характера, т.е. быть пригодными для оценки всех видов денежных выплат по социальному обеспечению .

    Поэтому предпочтительно использовать названные выше индикаторы в сочетании с иными показателями социального обеспечения. Среди таких вспомогательных показателей, не получивших еще широкого распространения, можно выделить следующие:

    • - доля расходов в ВВП на денежные выплаты по социальному обеспечению (пенсии, пособия) на каждый процент доли соответствующей категории обеспечиваемых лиц в общей численности населения;
    • - соотношение размеров денежных выплат по социальному обеспечению и размера ВВП на душу населения;
    • - соотношение размеров денежных выплат по социальному обеспечению и среднего совокупного дохода домашнего хозяйства;
    • - коэффициент демографической нагрузки, демонстрирующий соотношение численности трудоспособных и нетрудоспособных членов общества ;
    • - динамика изменения реального размера выплаты по социальному обеспечению (данный показатель позволяет оценить уровень покупательной способности конкретного вида социальных выплат населению). В науке экономики труда различают номинальные и реальные доходы. Номинальные доходы, которые не очень интересуют исследователей, представляют собой величину начисленных человеку выплат, а реальные доходы - это номинальные доходы, но скорректированные (очищенные) на изменение цен на товары и тарифов на услуги .

    Кроме того, за рубежом используются различные вспомогательные индексы, в основном сравнительного характера. Например, в рамках международного индекса HelpAges, Global Age Watch доход пенсионеров измеряется при помощи трех показателей:

    • - процент пожилых людей, получающих пенсии;
    • - относительные уровни бедности среди пожилых лиц;
    • - относительное положение доходов пожилых лиц (средний уровень дохода людей старше 60 лет по отношению к среднему уровню дохода остального населения).

    Настоящий параграф носит характер введения в проблему формирования в Российской Федерации современной и качественной системы ориентиров, показателей, индикаторов, нормативов, стандартов и иных инструментов объективной оценки уровня развития социального обеспечения населения, а также определения их правового статуса, которая, вне всякого сомнения, заслуживает специальных углубленных научных исследований.

    • Распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р утверждены Стратегиядолгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации и план-график подготовки проектов федеральных законов по реализации этой Стратегии //СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. II). Ст. 8029.
    • См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации (автор комментарияк ст. 7 - Н.В. Путало). М.: Юристъ, 2002. С. 72.
    • Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного совета РФ. 1992. №11.Ст. 558.
    • См.: Соловьев А.К., Донцова С.А. Проблемы применения показателя коэффициента замещения трудовой пенсии // Уровень жизни населения регионов России.2008. № 8. С. 37-50.
    • Более подробно о социально-правовой природе страховой (трудовой) пенсиисм.: Комментарий к законодательству о страховых взносах и пенсиях / отв. ред.Ю.В. Воронин (автор комментария к ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001№ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - Ю.В. Воронин).М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. С. 490-498.
    • Применение прожиточного минимума пенсионера для оценки уровня любойпенсии, в том числе страховой, не вызывает никаких возражений у автора параграфа. Сомнения в использовании этого показателя возникают тогда, когда приего помощи пытаются оценить уровень всех размеров пенсий, т.е. превышающихминимальный размер. Согласитесь, что информация, в соответствии с которойсредний размер страховой пенсии по старости составляет условно 2,5 прожиточных минимумов пенсионера, ничего нам не говорит о качестве уровня жизнипенсионеров, поскольку мы не понимаем, как это соотносится с уровнем среднейзаработной платы в стране, т.е. мы не можем оценить степень страховой компенсации утраченного работником заработка.
    • СЗРФ. 2005. № 16. Ст. 1479.
    • Перечень учитываемых видов социального обеспечения приведен в п. 2 ст. 121Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальнойпомощи».
    • Что касается оценки натуральных услуг, предоставляемых в системе социальногообеспечения, то для оценки их качества, полноты и своевременности предоставления показатели «коэффициент замещения» и «прожиточный минимум» вообщене применимы.
    • Данным показателем необходимо пользоваться с большой осторожностью, поскольку само по себе соотношение численности трудоспособного и нетрудоспособного населения основано исключительно на возрастном факторе. При определении коэффициента демографической нагрузки не учитываются следующиефакторы: фактическая трудовая занятость внутри этих возрастных когорт населения, приток трудовых мигрантов, количество автоматизированных рабочихмест, где не используется так называемый живой труд, а также рост производительности труда. Без понимания того, как влияют названные факторы на демографические процессы в обществе, невозможно достоверно оценить финансовоесостояние системы социального обеспечения.
    • См.: Современная экономика труда: монография / рук. авт. кол-ва и науч. рсд.В.В. Куликов (автор гл. 6.1 - Ю.П. Кокин). Институт труда Минтруда России(НИИ труда). С. 449.

    Вам также будет интересно:

    Что делать, если муж не обращает внимания на жену?
    Отношения мужчины и женщины, мужа и жены предполагают одинаковый вклад. Но иногда на...
    Идеи открыток своими руками
    Открытка – отличный подарок на праздник защитников Отечества. В этой статье вы найдете...
    Как отпустить человека из мыслей советы психолога Как отпустить человека в душе и не думать о нем
    Всегда трудно отпустить человека, которого вы любите, особенно если вы действительно...
    Когда в этом году будет Пасха?
    Пасха в 2019 году, какого числа? У православных Светлое Христово Воскресение входит в число...