Праздничный портал - Pompeishow

Красивые платья на выпускной: фото обзор супер идей для милых леди Модели платьев на выпускной

Мембранная ткань: что это такое, ее строение и функции

Оригинальное поздравление учителей на последнем звонке "живая рулетка" Душевные поздравления учителям на выпускной

Работа с Родом: восстановление связи с силой рода

Рубашка для зайца в стиле тильда

Связать красивые прихватки на кухню – мастерство своими руками Мастерим прихватки крючком схемы для начинающих

Стрижка для треугольного лица: уравновешиваем пропорции Какие прически подходят для треугольной формы лица

Всемирный день улыбки: история, польза, интересные факты

Колядки, обычаи, традиции на Рождество

Поздравления с бракосочетанием

Татуаж бровей во время месячных: аргументы за и против

Что дарят на жемчужную свадьбу

Оригинальные бусы и браслеты

Как должны сидеть брюки на мужчине и с чем их правильно носить?

Как отметить первую годовщину свадьбы?

Формирование образа «Я» у детей дошкольного возраста консультация на тему. Формирование положительной «Я – концепции» у детей дошкольного возраста Особенности Я-концепции ребенка раннего возраста

Психологи признают, что формирование собственного «образа Я» ребенка старшего дошкольного возраста преимущественным образом происходит под влиянием оценки значимых других. Богатство и своеобразие заложенных в личности ребенка реакций, способов деятельности, символических смыслов зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых она участвует.

М. Боришевский определял образ «Я» как «... обобщенный, глобальный механизм саморегуляции поведения на личностном уровне...», и отметил «его роли в обеспечении чувства самоидентичности, идентичности человека». А это «дает человеку возможность осознать необходимые границы между «Я» и «не-Я».

«Образ Я» включает в себя отношение к себе, самооценку, принятие себя и т.д. - совокупность всех представлений субъекта о себе, самоконцепцию.

Отечественная психология «образ Я» характеризует как когнитивный компонент «Я-концепции» - образ собственных качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.п., невозможно в изоляции от социальных миров других людей, и в первую очередь, от родителей. Расширение и обогащение «образа Я» в процессе психического развития тесно связано с рефлексией на собственные эмоциональные переживания и желания, с дифференциацией своих игровых фантазий и реальности, оценки, самооценки и тому подобное. Вербальный канал дает возможность ребенку разделить жизненные переживания. Взаимозависимость между личностью ребенка и другими по мере взросления становится все более вербальной. С появлением личных жизненных переживаний, недоступных другим, происходит осознание того, что внешние проявления идентичности, то, что доступно для наблюдения другими людьми, может существенно отличаться от того, что есть на самом деле .

В старшем дошкольном возрасте процесс формирования личностной идентичности проходит этап дифференциации в сознании ребенка двух планов его образа «Я»: «Я»-Реальные и «Я» идеальное; появляется способность к адекватной самооценке, в основе которой лежит оценка действий ребенка взрослым. К тому же процесс развития личностной идентичности происходит через процесс идентификации с родительской или материнской фигурами.

В пять-семь лет начинают осознаваться внешние детерминированные компоненты идентичности, и к семи-восьми лет можно говорить о наличии у ребенка относительно стабильной, дифференцированной структуры личностной идентичности. Стадии принятия роли другого, других, «обобщенного другого» - этапы преобразования организма и деятельностного «Я» в рефлексивное «Я». Внешний социальный контроль превращается в самоконтроль. Структура завершенного «Я» отражает единство и структуру социального процесса. К концу детства достигается определенная целостность, которая включает в себя все значимые идентификации. Поэтому именно дошкольный возраст еще до завершения формирования основных компонентов личностной идентичности, по нашему мнению, является сенситивным для переструктурирования и ресинтеза Эго, переориентации развития ребенка по линии зрелой, сильной и независимой личности .

Под личностной идентичностью детей старшего дошкольного возраста мы понимаем такой многокомпонентный конструкт, объединяющий:

  • - Репрезентацию «Я»-образ как результат идентификаций;
  • - Различные планы «Я»-образ: «Я» идеальное, «Я»-Реальные; «Я»-в-прошлом, «Я»-настоящее; «Я»-в-будущем физические, интеллектуальные, моральные личности;
  • - В старшем дошкольном возрасте развитие личностной идентичности приобретает форму репрезентации «Я-образа» как результат идентификаций, а также формы активной дифференциации компонентов идентичности: физического, интеллектуального, нравственного, деятельностного, временного и тому подобное. Поскольку развитие личностной идентичности у детей происходит на уровне как неосознанного субъективного переживания, так и осознается благодаря языковым средствам, то нами ставилась задача исследовать как языковые средства описания ребенком себя, так и неосознанные аспекты ее переживания .

Основная сложность выполнения задач нашего исследования заключалась в отсутствии соответствующих стандартизированных методик, которые позволили бы дифференцированно оценивать достигнутый уровень идентичности.

Мы считаем, что оптимальным в контексте нашего исследования является проективные методики, которые на сегодняшний день являются основными методами изучения личности детей дошкольного возраста в силу недостаточно развитой в этом возрасте рефлексии.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе». Р. Берне


Что такое «Я- концепция» ребенка? Как сформировать ее у дошкольника? Какими приемами должен обладать педагог? Эти и другие вопросы задают себе многие.
«Я – концепция» – это образ Я, который включает в себя всю совокупность представлений ребенка о себе, о своих мыслях, способах взаимодействия с детьми и взрослыми. Необходимо добавить, что наряду с «Я - концепцией» всегда выделяют и самооценку, важнейшую характеристику самосознания человека. Самооценка ребенка – это его суждение о собственной ценности, в ней отражается чувство самоуважения и принятия самого себя. «Я – концепция» ребенка имеет особую структуру, она пластична и податлива. Именно поэтому влияние родителей и педагогов на формирующуюся самооценку столь сильно.
Кроме того, взрослые должны всегда помнить, что однажды сложившиеся «Я –концепция» у ребенка и его самооценка склонны к «самоподдержанию». Поэтому образ Я и самооценка, заложенные в детстве, оказываются довольно устойчивыми и в последующие годы жизни человека. К примеру, маленький ребенок с низкой самооценкой будет весьма озабочен своим успехами в кругу детей, будет бояться достигать хороших результатов. А сформированная положительная самооценка будет помогать настроиться на хороший результат. Положительная «Я -концепция» (я нравлюсь себе и другим, я многое могу) , в ней возникает ситуация ожидания успеха. Не стоит забывать, что у ребенка может сформироваться и отрицательная «Я -концепция» (я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону. Дети с отрицательной концепцией склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они в дальнейшем плохо приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением.
Для того, чтобы у наших детей в дошкольном возрасте сформировалась положительная «Я – концепция» педагогам и родителям необходимо учиться видеть в каждом ребенке прежде всего уникальную личность, уважать ее, понимать, верить в нее. Все дети талантливы по – своему! Использовать в общении различные приемы создания успеха. Стараться создавать ребенку личные ситуации успеха с помощью похвалы, поддержки, одобрения. Похвала тогда ценится, когда ее трудно заслужить. Так подсказывает здравый житейский смысл. Ребенок начинает понимать, что он заслужил похвалу от взрослого, будет стремиться и доказывать, что «Я – молодец». В компетенции взрослых предоставить ребенку такие условия, при которых он, выполняя задание, неожиданно для себя приходит к выводу, который раскроет для него ранее неизвестные возможности. Радость открытия для ребенка наиболее ценна и подарить ее в наших силах.

В настоящее время одной из приоритетных целей дошкольного образования является формирование целостной гармоничной личности дошкольника. Решение этой задачи продуктивно в условиях целостного педагогического процесса, направленного не только на интеллектуальное, нравственно-эстетическое, физическое развитие, но и на познание ребенком собственного духовного потенциала, своей личностной сущности.

До настоящего времени педагогика не уделяла достаточного внимания процессу формирования образа «Я» ребенка. Опираясь на исследования М.В. Корепановой, под образом «Я» мы понимаем совокупность развивающихся представлений ребенка о себе, сопряженную с их самооценкой и определяющую выбор способов взаимодействия с социумом.

При исследовании особенностей формирования образа «Я» необходимо учитывать сензитивность периода дошкольного детства, его влияние на характер взаимодействия ребенка со сверстниками.

Современные материалы исследований показывают, что представления ребенка о себе и его отношение к себе не являются врожденными, а возникают в ходе общения. Формирование образа «Я» ребенка в полной мере зависит от той информации, которую ему предоставляет его ближайшее окружение: мир взрослых и мир сверстников.

В дошкольном возрасте представления ребенка о себе складываются в соотнесении с образами других детей. Происходит тесное переплетение опыта индивидуальной деятельности и опыта общения. Ребенок с любопытством наблюдает за другими детьми, ревниво сравнивает их достижения со своими, с интересом обсуждает со старшими собственные дела и дела своих товарищей. Постепенно значение общения с партнерами по игре настолько возрастает, что это позволяет выделить процесс общения ребенка со сверстниками как один из ведущих факторов становления личности и самосознания, особенно в первые семь лет жизни ребенка. Контакты со сверстниками многократно обогащают опыт самопознания ребенка, углубляют его отношение к себе как к субъекту деятельности. Поэтому мы обратились к изучению сущности и закономерностей этого процесса. С этой целью была разработана модель процесса поэтапного формирования образа «Я» дошкольников в общении со сверстниками.

Первый этап был посвящен познанию себя через совместные игры и занятия со сверстниками, выражающемуся в наличии и характере представлений о себе и других. Ребенку важно понять, насколько он похож на тех, кто его окружает, в чем проявляется это сходство и хорошо ли быть похожим на окружающих его детей.

Второй этап направлен на формирование адекватного самовосприятия у ребенка через преодоление противоречий между положительной самопрезентацией и оценкой его сверстниками. Мы полагаем, что целостное представление о себе может сформироваться только в том случае, если ребенок научится прислушиваться к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Дошкольнику пока трудно понять тесную связь между переживаемыми им состояниями: боль рождает у него отрицательные чувства, а занятие любимым делом поднимает настроение. Игры и тренинговые упражнения, помогают познавать внутренний мир чувств и состояний, учиться анализировать их и управлять ими. Способность размышлять о своих чувствах побуждает ребенка учитывать желания других и подчинять свое поведение общепринятым правилам.

Третий этап был посвящен процессу, ориентированному на выделение дошкольниками своего «Я», на противопоставление себя другим с целью определения достойного места в разнообразных социальных отношениях. Работа ДОУ на данном этапе состоит в обеспечении дошкольникам нового уровня самосознания, который выражается в целостном истинном понимании себя, принятии себя как неповторимой, уникальной личности.

Таким образом, осознание ребенком своего «Я» является решающим моментом в целостном развитии личности дошкольника. Представляется необходимым включение в содержание дошкольного образования опытасамопознания дошкольников, который будет способствовать развитию у детей самостоятельности, уверенности в себе и результатах своей деятельности в игровом пространстве детского сообщества.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

К урсовая работа

Ф ормирование образа " Я" у детей старшего дошкольного возраста

личностный образ дошкольный коррекция

С одержание

Введение

1. Теоретические аспекты развития образа Я личности

1.1 Характеристика образа Я

1.2 Характеристика старшего дошкольного возраста

1.3 Условия формирования образа Я ребенка старшего дошкольного возраста в образовательном процессе

2. Процесс формирования образа Я ребенка у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Диагностика сформированности образа Я ребенка

2.2 Система педагогической поддержки в развитии и коррекции образа Я ребенка старшего дошкольного возраста

Заключение

Литература

Приложения

В ведение

Исторически сформировавшаяся традиционная система воспитания и обучения обеспечивает в детском возрасте присвоение определенного круга знаний, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям существующего общества. Однако с развитием общества средства и способы организации воспроизводящей деятельности становятся непродуктивными и требуют изменений.

Решение этой проблемы во многом зависит от педагога, деятельность которого направлена не только на организацию деятельности, обеспечивающей получение детьми теоретических знаний, но и на формирование творческой, успешной в социальных отношениях личности. Актуальная проблемная ситуация, возникающая в современной системе образования, связана как с трудностями перехода от традиционного образования к личностно ориентированному, так и с преобладанием когнитивистского подхода в обучении. В настоящее время огромное внимание уделяется умственному развитию ребенка, где упор делается на перцептивно-мнемические способы усвоения знаний. Такой подход часто не учитывает особенности развития личности ребенка, его индивидуальный жизненный опыт, эмоциональное отношение к себе и к миру. Это ведет, с одной стороны, к успешному развитию когнитивной сферы ребенка, а с другой стороны - к появлению проблем в развитии социальных способностей и умений, а, следовательно, и в построении гармоничных отношений с самим собой и с окружающим миром.

Выход из этой ситуации в образовании связан с организацией деятельности в обучении и развитии ребенка, в которой происходит одновременное познание детьми образа мира и образа своего «Я».

Анализ психолого-педагогических исследований (Л.С.Выготский, Л.И.Божович, А.В.Петровский, В.В.Столин, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эдьконин и др.) показывает, что традиционно наиболее сензитивным периодом развития самосознания личности является старший подростковый возраст. Именно в этом возрасте в процессе взаимодействия с другими людьми подросток получает и усваивает знания о себе, о социальных нормах поведения, выстраивает свою собственную шкалу ценностей. Однако в современной социально-культурной ситуации становится очевидным, что работа над формированием самосознания, пониманием себя и другого человека необходима не только в младшем школьном возрасте (Е.А.Сорокоумова), но и в дошкольном детстве. Одной из причин необходимости в такой работе является изменение социальной ситуации развития ребенка, снижение межличностных контактов в ситуациях общения. Это ведет к оскуднению эмоциональных взаимоотношений между ними, неумению сопереживать другому, формированию неэффективных способов взаимодействия.

Целью исследования явилось изучение формирование образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста.

Реализация данной цели предполагала постановку следующих задач:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Выявить особенности становления образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать систему психокоррекционных занятий, направленную на формирование адекватного образа «Я».

1. Теоретические аспекты развития образа Я личности

1.1 Характеристика образа Я

Образ Я относится к категории «Я» как сфере личности. «Я»- одно из старейших философско-психологических понятий. Проблема «Я» в истории философии рассматривалась как проблема соотношения субъекта и объекта, человека и мира, сознания и бытия. «Я» мыслилось и как серия или цепь моментов сознания. В идеалистической философии понятие «Я» трактуется как субъект, выступающий в качестве особой духовной субстанции. Еще Платон отмечал, что деятельность души - не пассивное восприятие, а собственная внутренняя работа, носящая характер беседы с самой собой. Размышляя, душа «ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая». В древности понятие «Я» было предметом особого внимания у индусов и трактовалось ими преимущественно в религиозно-метафизическом духе. У Декарта «Я» означает то же самое, что «моя душа», благодаря которой «Я являюсь тем, что я есть».

В философско-психологической и педагогической литературе, рассматривающей проблемы развития в контексте «человек-культура», личность человека связывают прежде всего с творческо-созидательным характером его жизнедеятельности. Человек имеет множественные связи и отношения со всем многообразием человеческой культуры и именно здесь он обретает свой подлинный образ Я как личность - носитель культуры. Гегель рассматривает этот процесс как восхождение от абстрактного к конкретному. Первая ступень- сознание. На ступени «сознания» предмет противостоит человеческому «Я» как внешняя данность, и определяет его: сознание носит созерцательный характер. На следующей ступени-самосознания - предмет и сознание тождественны, сознание определяет свой предмет, самое себя. Когда сознание постигает свою всеобщность, оно, полагает Гегель, выступает как «разум». Высшей ступенью в развитии индивидуальности является степень «духа». На этой ступени сознание постигает духовную реальность мира и себя, как выражение этой реальности. В философских суждениях Л. Фейербаха мы наблюдаем попытки утверждения самоценности и значимости конкретного человеческого индивида во всей полноте его телесного и духовного бытия. Фейербах стремится по-новому осмыслить понятие субъекта. «Я» он рассматривает не просто в качестве духовного и мыслящего начала, а как человека, обладающего телом и мыслящей головой, реально существующего. в пространстве и времени. Фейербах впервые пришел к заключению, что отношение человека и природы опосредуется отношением человека к человеку. Именно в сфере межчеловеческого общения и осуществляется, по Фейербаху, реализация человеком своей сущности.

Эти философские идеи нашли свое отражение в современных педагогических концепциях, рассматривающих межличностные отношения в качестве основополагающих в становлении образа Я личности. Немецкий философ Г.Плесснер обращается к отдельным отличительным способностям индивида, в частности, к особенностям его психики. Человек, по мнению Плесснера, способен отделять свое «Я» от своего физического существования, и, следовательно, осознавать свою собственную самость, осознавать себя как личность. Эта позиция задает не только структуру внутреннего мира человека, но и способы реализации человеческого существования, ощущает и понимает.

В новейшем философском словаре можно найти такое толкование «Я»:

«Я» - фундаментальная категория философских концепций личности, выражающая рефлексивно осознанную самотождественность индивида». Категория «Я» широко используется во всех науках о человеке и обществе. В словаре практического психолога дается следующее определение: «Я» (эго) - сфера личности, характерная внутренним осознанием самой себя и осуществлением приспособления личности к реальности.».

Как видно из этих определений, «Я» - это продукт осознания человеком самого себя, то есть самосознания. Но ни в философской, ни в психологической науке, несмотря на многочисленные работы, посвященные этой теме, к настоящему времени не сложилось единого взгляда на интерпретацию и структуру этого феномена. Трудность исследования «Я» заключается в многообразии подходов к проблеме «Я», продиктованном разными теоретико-методологическими философскими ориентациями психологов. Зачастую это порождает смешение таких понятий, как «Я - концепция», образ Я, самосознание, самооценка, самопринятие и др., что, в свою очередь, порождает неопределенность в терминологии.

Исходя из вышесказанного, одну из задач нашего исследования мы видим в раскрытии своего понимания структуры «Я» человека. Первым из психологов начал разрабатывать проблематику «Я - концепции» У.Джеймс. Феномены этого понятия были им представлены в виде иерархической структуры, где на вершине располагается глобальная «Я -концепция», включающая все грани индивидуального самосознания. Автор выделил в нем два компонента: первый представляет собой чистый опыт, «Я» как объект деятельности (Я - сознающее), второй-содержание этого опыта, феноменальное, рефлексивное «Я» (Я - как объект). Однако, как независимые друг от друга, эти два аспекта «Я» выделяются только условно. Две стороны целостности всегда существуют одновременно, так как обе они подвержены взаимовлиянию и практически неотделимы друг от друга.

По У. Джеймсу Я - как объект - это все то, что человек может назвать своим. Автор выделяет три модальности:

1) физическую личность (включая материальные ценности),

2) социальную личность,

3) духовную личность.

Такое комплексное образование переходит в Я-сознающее. У. Джеймс пишет: «Понимая слово «личность» в самом широком смысле, мы можем, прежде всего, подразделить анализ ее на три части в отношении:

1) ее составных элементов,

2) чувств и эмоций, вызываемых ими (самооценка),

3) поступков, вызываемых ими (заботы о самом себе и самосохранение)».

У.Джеймс заложил основы в рассмотрении «Я - концепции» как целостной установки, впервые определив парадигму ее исследования. Свою точку зрения о том, что каждого человека надо изучать как единое, уникальное, организованное целое, высказал К.Роджерс. Он подчеркивал, что поведение человека можно понять, только если обращаться к целостному человеку. Человека нельзя свести к составляющим его личности. К. Роджерс начал создавать свою теорию с представления самости как «неясного, двусмысленного, научно бессмысленного термина». Однако постепенно он признал, что самость является значительным элементом в опыте человека и целью субъекта является достижение своей «реальной сущности». Самость или «Я-концепция» определяется как организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятия свойств «Я», или «меня», и восприятия взаимоотношений «Я», или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этим восприятием. Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя и необязательно осознаваемый.

Таким образом, «Я»- это дифференцированная часть феноменального поля или поля восприятия человека, которая состоит из осознанного восприятия и ценности «Я». Она означает собой то, что человек о себе представляет и отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя. Это результат ролевых взаимоотношений между людьми. «Я-концепция» включает в себя и то, каким человек хотел бы быть в этих взаимоотношениях. Этот компонент рассматривается К.Роджерсом как «Я-идеальное».

Роджеровское понятие «Я» можно исследовать и в терминах различных свойств и функций. Роджерс отмечал, что «Я-концепция» исходит из общих законов и принципов восприятия. Это означает, что структура «Я» действует в терминах таких процессов восприятия, как фигура- фон, завершение и сходство. Во-вторых, К. Роджерс полагал, что «Я-концепция» пространственна по природе, и считал, что она представляет собой организованную, логически последовательную и интегрированную систему восприятия «Я». И хотя «Я» постоянно меняется в результате нового опыта, всегда сохраняет качества целостной системы, гештальта. Речь идет о наличии в структуре «Я-концепции» стержневого компонента, который служит основой для формирования основных черт человеческой личности.

«Я - концепция» - это не «маленький человечек в голове», который контролирует действия человека. «Я» не регулирует поведение; наоборот, оно символизирует главную часть сознательного опыта индивида». Эта мысль К. Роджерса в корне отличается от тех идей, которые основываются на отношении к «Я» как регулятору поведения человека в обществе. Рассматривая структуру «Я - концепции», К. Роджерс выделяет четыре параметра образа Я:

Real self- concept (реальное представление о себе);

Social self- concept (представление о своей социальной роли);

Physical-self- concept (представление о своих физических состояниях);

Ideal self - concept (представление о своих целях, планах и желаниях на будущее.)

1.2 Характеристика старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте (5,5 - 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением.

Главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними. Но реально выполнять функции старших не может. Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями. Данная потребность удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивает дошкольник.

Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности. Главным новообразованием становиться новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания.

В дошкольном детстве ребенку приходиться разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. Развивающееся мышление дает детям возможность предусматривать заранее результаты своих действий, планировать их.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают указывать в качестве причин явлений не только сразу бросающиеся в глаза особенности предметов, но и их постоянные свойства. К концу дошкольного возраста у детей развивается умение решать довольно сложные задачи, требующие понимания некоторых механических, физических и других связей и отношений, умения использовать знания об этих связях и отношениях в новых условиях. Расширение круга задач, доступных мышлению ребенка, связано с усвоением им все новых и новых знаний.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становиться основой перестройки психических процессов, орудием мышления. На протяжении дошкольного возраста продолжает расти словарный состав речи. По сравнению с ранним детством словарь дошкольника увеличивается в три раза. Ребенок параллельно овладевает умением сочетать слова в предложения по законам грамматики. В дошкольном детстве начинает развиваться объяснительная речь.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время - стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации - основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо» (хочется посмотреть «мультики», но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать и т. д.).

Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

До семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражение этих желаний в поведении (т.е. внутреннее и внешнее) представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка в этих возрастах можно условно описать схемой: «захотел -- сделал». Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же, как и «внутри», его поведение понятно и легко «читается» окружающими. Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы вклинивается между переживанием и действием ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: «захотел -- осознал -- сделал». Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д.

В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания.

В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии -- способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

1.3 Условия формирования образа Я ребенка старшего дошкольного возраста в образовательном процессе

Развитие личностного Я - одно из центральных звеньев становления личности. Исключительное значение в его развитии имеет поступление ребенка в школу и освоение им нового социального статуса: субъекта учебной деятельности

Для российской системы образования чрезвычайно актуальны идеи, связанные с развитием личности. Навыки чтения, овладения иностранным языком сами по себе не могут быть целью развития.

Целью является сама личность ребенка.

Во многих психологических работах показано, что в качестве ядра личности выступает образ «Я», связанный в противоречивое единство с задающим направление развитию личности образом-эталоном (В.В. Столин, К.Роджерс, З.И. Рябикина и др.)

По мнению многих психологов Доровской А.И, основу самосознания ребенка - дошкольника составляет сочетание четырех Я: физического, социального, реального и идеального. При навязывании взрослыми детям сверхреалистичных, завышенных ожиданий у них возникают внутренние конфликты между социальным и реальным Я.

Самоуважение ребенка (переживание собственной значимости) оказывает превалирующее влияние на его поведение. И если существует значительный разрыв между реальным и идеальным Я, то это приводит к разрушительному воздействию на самоуважение.

Интерес к формированию образа «Я» вызван необходимостью подхода к личности как к целостности. Данный образ является образом самого ребенка, собственной будущности, который появляется и развивается как результат разрешения противоречия между образами «Я - реальное» и «Я -идеальное» (эталоном).

Являясь составной частью целостного образа личности дошкольника, образ будущего школьника позволит ребенку осмыслить общественную грань своего бытия, осознать потребность и необходимость учиться.

Такого рода способность, как утверждают многие исследователи, фиксируется у ребенка на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, когда социальные качества личности впервые дают о себе знать как определяющие возрастной облик старшего дошкольника и выступают основным содержанием целостного нововведения, формирующегося на этапе кризиса семи лет (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин.)

Особое звучание данная проблема приобретает сегодня, в условиях реструктуризации системы российского образования. Поэтому идет активный поиск эффективных путей подготовки детей к обучению в школе.

Многие исследования свидетельствуют о том, что трудности в обучении испытывают те дети, которые не готовы к новой социальной роли ученика.

Изменение статуса вчерашнего дошкольника на сегодняшнего первоклассника по-особому переживается и самим ребенком. Поэтому по оценкам специалистов является актуальным формирование у дошкольника образа будущего школьника, который поможет ему адаптироваться к социально значимой позиции ученика в системе общественных и межличностных отношений, научит оценивать свою социальную сущность.

Исследования позволяют отметить, что образ «Я» мотивирует деятельность личности, участвует в целеобразовании, детерминирует отношения с окружающими, может влиять на развитие тех или иных черт и на развитие личности в целом.

Вопрос возможности целенаправленного педагогического воздействия на процесс формирования образа будущего школьника рационально решать путем создания психолого-педагогических условий для развертывания процесса актуализации в сознании детей противоречивого единства образа «Я - реальное» и образа « Я- идеальное»- личности будущего школьника.

Успешность вхождения в школьную жизнь зависит во многом от степени позитивности и адекватности образа «Я - будущий школьник».

Важным условием является организационный процесс самопознания, направленный на выявление и осознание детьми сторон своей личности, на углубление и уточнение образа идеального школьника.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. В ранние периоды развития дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни. Поэтому осознанное стремление измениться у них отсутствует. Если новые потребности, возникающие у детей этих возрастов, не находят реализации в рамках того образа жизни, который они ведут, это вызывает неосознанный протест и сопротивление.

В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребенок как бы «выпадает» из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. В условиях всеобщего школьного обучения это, прежде всего, проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности («В школе -- большие, а в детском садике -- только малыши»), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье.

Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

Под словом «самосознание» в психологии обычно имеют в виду существующую в сознании человека систему представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому. В самосознании выделяют две взаимосвязанные составляющие: содержательную -- знания и представления о себе (Кто я?) -- и оценочную, или самооценку (Какой я?).

В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я» -- «какой я есть»), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «Я» -- «каким бы я хотел быть»). Совпадение реального «Я» с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия.

2. Процесс формирования образа Я ребенка у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Диагностика сформированности образа Я ребенка

Для выявления особенностей формирования образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста был проведен эксперимент среди детей старшего дошкольного возраста на базе детского сада № 107 «Кораблик», расположенного по адресу: Вологодская обл., Череповец г., ул. Архангельская, 116.

Очень важным компонентом индивидуальности является самооценка личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. В детском возрасте самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общения с другими людьми. Это важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.

В дошкольном детстве самооценка находится в стадии становления. Особенно интерес представляет собой этап 5-7 лет, когда начинает формироваться адекватная, дифференцированная самооценка.

Результаты исследования приведены в Приложении 2.

2.2 Система педагогической поддержки в развитии и коррекции образа Я ребенка старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство -- чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Дошкольное детство обладает самостоятельной ценностью вне зависимости от предстоящего ребенку школьного обучения. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность, и все эти важнейшие качества формируются не в процессе учебных занятий, а в главной деятельности дошкольника -- в игре.

Детям 5--7 лет обычно все нравится в детском саду, а с тем, что их не устраивает, они стремятся справиться самостоятельно. Если у ребенка этого возраста нет друзей, нет взаимопонимания со стороны сверстников, тогда любые игровые приемы и даже непринужденное общение со взрослым малоэффективны. Всем детям нужны друзья. Или хотя бы ощущение, что ты кому-то из сверстников интересен.

Другой проблемой взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста является то, что многие положительные качества сверстников дети не воспринимают («не видят»). Для многих детей 5--7 лет формы поведения другого ребенка воспринимаются в виде антиномии «хорошо--плохо». За поступками сверстников дети не всегда видят проявления миролюбия, сострадания, дружеского расположения, защиты. Встать на место другого человека, понять мотивы действий другого человека, принять условия сверстника, оценить их с нравственной точки зрения, проявлять желание к «мирным переговорам» -- все эти проблемные задачи приходится решать дошкольнику.

Основные задачи этой системы игровых занятий:

Формировать у детей желание высказаться, внести свои предложения в обсуждаемую тему.

Учить детей припоминать факты по обсуждаемой теме из собственного опыта либо из опыта других людей, а также импровизировать (фантазировать), строить предположения.

Учить детей слушать друг друга и пользоваться фактами, которые получили друг от друга.

Учить детей выбирать собственное решение, опираясь на нравственную оценку.

Методы применяются при работе с группой, подгруппой, парой и индивидуально с ребенком.

ИГРОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

Ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника -- игра. Поэтому именно игра является источником и средством реализации проблемных ситуаций. Это в первую очередь касается специально разработанных игровых моделей и специально подобранных игровых ситуаций, а также реальных ситуаций, имевших место в группе.

Проектирование ситуаций -- повседневное творчество любого педагога. Однако при этом необходимо соблюдение ряда правил.

Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, учитывать их социальный опыт, возрастные особенности.

Выстраивать надо лишь те ситуации, которые отвечают общим проблемам всей группы.

Игровые проекты должны включать моменты импровизации, альтернативные варианты разрешения проблем, возможность изменения компонентов в связи с неожиданными изменениями условий.

Реализация любого игрового проекта требует специальной подготовки, в которой можно выделить три этапа.

1. Подготовительный этап

Включает сообщение темы, рассказ педагога о конкретном событии (ситуации, игре), в ходе которого даются характеристики героев, выбираются игрушки, предметы-заместители, распределяются роли (дети могут выбрать их сами).

Цель данного этапа -- привлечь детей к интересной игровой деятельности, сформировать умение действовать с куклами и предметами, передавать интонацией переживания героев, развивать диалогическую и монологическую речь.

2. Выбор возможных вариантов завершения предложенной ситуации

Цель данного этапа -- конкретизация ситуаций, поиск реальных путей достижения цели, определение границ допустимого поведения, определение этических норм, ограничений, проведение границ между «можно» и «нельзя».

3. От следствия к причине

Цель данного этапа состоит в развитии выбранных ситуаций, в поиске решающего фактора, обострившего ее, а также преобразовании ситуации для положительного разрешения конфликтов и проблем. Главное -- начать приобщать детей к анализу ситуаций, комбинированию различных вариантов выхода из них, планированию действий, которые помогут ребенку установить причины и их последствия.

Для выбора темы обсуждения лучше пользоваться ситуациями из жизни детей группы. С этой целью педагоги разрабатывают картотеки конфликтных ситуаций, свидетелями которых они были, по схеме:

Дата, возраст детей.

Место конфликта, его участники.

Суть конфликта.

Итог конфликта.

Выводы воспитателя.

На первом этапе детям предлагается инсценировка кукольного (настольного) театра, где роли участников конфликта исполняют игрушки с вымышленными именами. Детям предлагается помочь игрушкам уладить конфликт и самим разыграть примиряющие диалоги. Воспитатель дает нравственную оценку итогу разрешения проблемы.

На втором этапе воспитатель напоминает детям о проблемной ситуации, которая была в группе (не называя участников конфликта), и предлагает вспомнить, так же ли мирно она была завершена.

Следует отметить, что потребность ребенка в поддержке и оценке взрослым его действий -- один из стимулов развития нравственного поведения в дошкольном детстве.

В старшем дошкольном возрасте ребенок имеет относительно богатый собственный опыт, обладает способностью наблюдать и анализировать действия и поступки других людей и свои собственные. В привычных ситуациях и знакомых видах деятельности оценки окружающих (детей и взрослых) принимаются старшим дошкольником только в том случае, если они не противоречат его личному опыту. Такое сочетание факторов развития самосознания характерно не для всех детей, фактически достигших старшего дошкольного возраста, а только для тех, общий уровень психического развития которых соответствует переходному периоду -- кризису семи лет.

Для выявления особенностей формирования образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста был проведен эксперимент среди детей старшего дошкольного возраста на базе детского сада № 107 «Кораблик», расположенного по адресу: Вологодская обл., Череповец г., ул. Архангельская, 116.

В нашем исследовании приняли участие 12 воспитанников подготовительной группы, из них: 2 детей - 5,5-ти лет, 9 детей 6-ти лет и 1 ребенок 7-ми лет. Все дети из семей со средним материальным достатком и сходным социокультурным уровнем.

В эксперименте мы использовали методику «Изучение сформированности образа «Я» и самооценки».

По результатам исследования можно сделать следующий вывод: от 5 к 7 го дам происходит становление образа Я и общей самооценки, причем в своем формировании самооценка несколько опережает содер жательный план образа Я.

З аключение

Подводя итоги всему вышесказанному, хочется в очередной раз подчеркнуть всю значимость дошкольного детства как периода, определяющего весь дальнейший процесс личностного развития человека. Особую роль в данной периоде приобретает формирование образа Я. Особенности процесса формирования этого элемента были подробнейшим образом изучены в предлагаемой работе.

Актуальность данной темы обусловлена возрастающим значением дошкольного воспитания в современной системе образования в связи с повышенным вниманием к этой проблеме со стороны не только теоретиков психологии, но и практикующих психологов. В современной обстановке можно констатировать положительную тенденцию увеличения количества специальных детских учреждений, деятельность которых направлена на стимулирование личностного, а также эстетического развития дошкольников.

Однако даже при столь благоприятной обстановке в системе дошкольного образования, в школе есть множество минусов, которые сводят на нет уже в первый год обучения благоприятные результаты, достигнутые правильным дошкольным образованием. Хочется надеяться, что данная тенденция будет ликвидирована и качество школьного образования не только будет продолжением адекватного дошкольного развития, но и будет стимулировать ребенка к дальнейшему успешному личностному развитию.

Для выявления особенностей формирования образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста был проведен эксперимент среди детей старшего дошкольного возраста на базе детского сада № 107 «Кораблик», расположенного по адресу: Вологодская обл., Череповец г., ул. Архангельская, 116.

В нашем исследовании приняли участие 12 воспитанников подготовительной группы, из них: 2 детей - 5,5-ти лет, 9 детей 6-ти лет и 1 ребенок 7-ми лет. Все дети из семей со средним материальным достатком и сходным социокультурным уровнем.

В эксперименте мы использовали методику «Изучение сформированности образа «Я» и самооценки».

По результатам исследования можно сделать следующий вывод: от 5 к 7 го дам происходит становление образа Я и общей самооценки, причем в своем формировании самооценка несколько опережает содержательный план образа Я.

Л итература

1.Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. - М., 1977.

2.Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -- 352 с.

3.Воспитание самооценки и активность у детей дошкольного возраста. - М., 1973.

4.Галигузова Л.И. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии. - 2000. - №5.

5.Ганошенко Н.И., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет // Вопросы психологии. - 1999. - №1.

6.Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск., 1997.

7.Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника. - Минск, 1997.

8.Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинце, 1983.

9.Лисина М.И., Смирнова Р.А. Формирование избирательных привязанностей у дошкольников // Генетические проблемы социальной психологии. - Минск. - 1985.

10.Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. -- М.: Институт практической психологии, 1998. -- 488 с.

11.Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 1975.

12.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. -- М.: Тривола, 1995. -- 360 с.

13.Общение детей в детской саду и семье / Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед.. наук СССР. - М.: Педагогика, 1990

14.Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.

15.Радина Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых дошкольных учреждениях и в семье // Вопросы психологии. - 2000. - №3.

16.Развитие образа себя, образа сверстника и взаимоотношений детей в процессе общения // Развитие общения дошкольников со сверстниками. - М.: Педагогика, 1989.

17.Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под. ред. А.Г. Рузской. -М., 1989.

18.Развитие общения у дошкольников/Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной.

19.Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988.

20.Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. -М.: Педагогика, 1988.

21.Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. - 1977. - №2.

22.Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси, 1989.

23.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.

24.Смирнова Е.О., Калягина Е.А. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников // Вопросы психологии. - 1988. - №3.

25.Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: Изд-во МГУ, 1989.

26.Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. -- М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. -- 672 с.

27.Формирование образа Я будущий школьник» у детей 5-7 лет как педагогическая проблема.// « Начальная школа». №10-2004г. С. 30-31

28.Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. -- Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996. -- 304 с.

Приложение 1

Методика «Изучение сформированности образа «Я» и самооценки»

1. Подготовка исследования. Приготовить вопросы, помогающие выяснить отношение ребенка к привлекательным и непривлекательным индивидуально-психологическим качествам человека и отношение к себе.

1. Представь себе человека, который бы тебе так нравился, что ты хотел бы быть таким, как он, хотел бы быть похожим на него. Какой это человек? Каким бы ты хотел быть? На кого бы ты хотел быть похожим?

2. Представь себе человека, который бы тебе так не нравился, что ты ни за что не хотел бы быть таким, как он, не хотел бы быть на него похожим. Какой это человек? Каким бы ты не хотел быть? На кого бы ты не хотел быть похожим?

3. Что ты можешь рассказать о себе? Какой ты сам? Нарисовать шкалу с делениями от -10 до +10 (центр обозначен "0"), подобрать фишку.

2. Проведение исследования. Исследование состоит из 2 серий.

Первая серия. Беседа по вопросам (см. выше).

Вторая серия. Ребенку предъявляют шкалу с характеристиками названными детьми в ответах на вопросы и стандартный набор антонимов («хороший - плохой», «добрый - злой», «умный - глупый», «смелый - трусливый», «сильный - слабый» и т.д.)

Экспериментатор дает следующую инструкцию: «На этой шкале - все люди на свете: от самых добрых до самых злых (показ сопровождается движением руки по шкале сверху вниз), от самых злых до самых добрых (движение руки снизу вверх по шкале) На самом верху находятся все самые добрые люди на свете, в самом низу - самые злые, посередине - средние. Где ты среди всех этих людей? Отметь свое место фишкой». После того как ребенок сделал выбор, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Отметь, какой ты на самом деле и каким бы хотел быть».

Идеальная и реальная самооценки производятся по различным индивидуально-психологическим качествам несколько раз.

Приложение 2

Обработка данных. По итогам беседы выявляют наличие и характер представлений ребенка о себе, его ценностные суждения и пристрастия.

По результатам, полученным во второй серии эксперимента сравнивают, сколько детей обладает максимально высокой самооценкой, сколько дифференцированной (различение оценок в идеальном и реальном плане).

Обобщая ответы детей в первой и второй сериях, выясняется сформированное у испытуемых образа «Я» (высокий уровень характеризуется сочетанием дифференцированной самооценки при различении реального и идеального планов с содержательным рассказом о себе).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Классификация типов личности. Процесс воспитания детей старшего дошкольного возраста. Возрастные особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста. Роль взрослого в воспитании детей старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2007

    Формирование предпосылок этнического самосознания детей старшего дошкольного возраста в процессе организованной психолого-педагогической деятельности. Изучение сформированности образа "Я" и самооценки детей с помощью внеситуативно-личностной беседы.

    дипломная работа , добавлен 15.01.2014

    Проблема развития памяти, познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста, особенности их психического и личностного развития. Развитие памяти у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении: организация исследования.

    курсовая работа , добавлен 14.10.2010

    Понятие общения, характеристика детей старшего дошкольного возраста и особенности общения детей 6 лет. Экспериментальное выявление особенностей общения детей старшего дошкольного возраста, подбор методик, анализ результатов и рекомендации для педагогов.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2011

    Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста. Диагностические методики, направленные на исследование уровня развития памяти у детей старшего дошкольного возраста. Коррекционные упражнения и игры, направленные на их совершенствование.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2014

    Психолого-педагогическая характеристика и особенности тревожных детей. Возможности арт-терапии в коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Разработка программы коррекции тревожности старших дошкольников посредством методов арт-терапии.

    дипломная работа , добавлен 05.04.2015

    Понятие и виды восприятия. Особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста. Краткая история возникновения игрушки. Виды и назначения игрушек для детей дошкольного возраста. Влияние игрушки на восприятие детей старшего дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2011

    Общая характеристика старшего дошкольного возраста. Особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста в неполных семьях. Сущность и характеристика понятия тревожность. Практические рекомендации родителям для снижения уровня тревожности у детей.

    курсовая работа , добавлен 26.12.2014

    Развитие когнитивных функций у детей дошкольного возраста: мышления, памяти, внимания, воображения и восприятия, их мозговые механизмы. Экспериментальное исследование возрастных различий в нейрокогнитивных функциях детей старшего дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 10.01.2015

    Условия и факторы развития личности в дошкольном возрасте. Экспериментальное исследование, направленное на изучение особенностей влияния эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, методы коррекции.

Введение

1. Развитие представлений о себе у дошкольников

2. Роль общения с близкими взрослыми и сверстниками в формировании образа «Я» у дошкольников

3. Игра как средство развития у дошкольников представлений о себе

4. Самосознание дошкольника

Заключение

Литература

Введение

Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, по мнению большинства психологов, начинается с формирования представлений о себе.

Проблема самосознания - одна из самых сложных в психологии. Наиболее эффективным путем ее исследования является изучение генезиса самосознания, которое формируется в основном под влиянием двух главных факторов - собственной практической деятельности ребенка и его взаимоотношений с другими людьми. Исследователи отмечают, что уже в раннем возрасте дети проявляют интерес к себе - своему телу, движениям, внешнему виду, а также особый интерес к окружающим людям и их взаимоотношениям. Сформированные представления о себе влияют на становление отношений ребенка с людьми (взрослыми и сверстниками) и на развитие всех видов детской деятельности (Б.Г. Ананьев, 1980; Л.И. Божович, 1968; Л.С. Выготский, 1982; С.Л. Рубинштейн, 1989 и другие).

Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.

На протяжении всего дошкольного возраста представления ребенка о себе существенно изменяются: он начинает более правильно представлять себе свои возможности, понимать, как относятся к нему окружающие, чем вызывается это отношение. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей складываются первичные формы самосознания - знание и оценка ребенком своих качеств и возможностей, открытие им для себя своих переживаний, что составляет основное новообразование этого возраста. По словам Д.Б. Эльконина, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от выделения себя среди других к самосознанию, открытию своей внутренней жизни.


1. Развитие представлений о себе у дошкольников

Становление личности ребенка происходит успешно при условии активности самого ребенка, когда он включен в процесс собственного «социального строительства». Основополагающим в процессе социализации ребенка исследователи выделяют развитие представлений о себе. Именно с них начинается приобщение ребенка к социальному миру и построение отношений с другими людьми.

Первым шагом в понимании социальной природы «я» было признание того, что наряду с биологическим, телесным «я», образ «я» включает в себя социальные компоненты, источником которых является взаимодействие индивида с другими людьми.

К. Роджерс выделил «я» личности как особую область в поле опыта индивидуума, которая складывается из системы восприятия и оценки человеком своих собственных черт. Он первым определил понятие «я-концепция», подразумевая под ним совокупность всех представлений индивида о самом себе. «Я-концепция» - это определенная система, изменение одного ее аспекта может полностью изменить природу целого.
По мнению К. Роджерса, сущность личности выражается в знании человеком самого себя, отношении к себе. Вместе с «я-концепцией», согласно К. Роджерсу, развивается и потребность в позитивном отношении со стороны окружающих, которая возникает в процессе социализации индивида. Вместе с тем потребность в позитивном отношении к себе или потребность в самоуважении, также развивается на основе интернализации позитивного отношения к себе со стороны других.

Другой исследователь Роберт Берне рассматривал «я-концепцию» как совокупность установок «на себя», выделяя при этом ее составляющие: когнитивную составляющую установки - убеждения; эмоционально-оценочную - эмоциональное отношение к этому убеждению; поведенческую составляющую - соответствующие реакции, которые, в частности, могут выражаться в поведении.

Применительно к «я-концепции» эти 3 элемента установки могут конкретизироваться следующим образом: образ «я» - представление о себе; самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, так как конкретные черты образа «я» могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуществлением; потенциальные поведенческие реакции, то есть те конкретные действия, которые могут вызываться образом «я» и самооценкой.

В экспериментальном исследовании М.Е.Котовой, осуществленным под руководством Н.И.Непомнящей, было установлено, что объективно содержательная сторона ценности - это значимое для ребенка содержание (сфера деятельности, отношений), через которое выделяется для него его собственное «я». Этот аспект образа «я» связан с индивидуальными предпочтениями и интересами ребенка.

Эти позиции авторов всецело работают на ценностную парадигму образования. Они послужили основой для разработки содержания представлений о себе, усвоение которого позволит ребенку осмыслить собственную ценность, уникальность и неповторимость.

Таким образом, развитие представлений о себе является важной основой осознания ребенком себя в этом мире, выделения своей ценности, уникальности и связи с другими людьми посредством включения малыша в активное действие. Включение ребенка в специально организованный процесс общения с близкими взрослыми и сверстниками создает условия для развития представлений о себе у детей.

2. Роль общения с близкими взрослыми и сверстниками в формировании образа «Я» у дошкольников

Образ самого себя складывается у детей в условиях взаимодействия индивидуального опыта ребенка и опыта общения с другими людьми. Его формирование начинается, по-видимому, еще задолго до дошкольного возраста, так как к трем годам многие дети располагают уже довольно ясными и точными представлениями о своих возможностях. Следовательно, мнение исследователей, которые считают, что индивидуальный опыт становится определяющим лишь в зрелом возрасте, а в дошкольном детстве играет несущественную роль, что дети якобы не могут сами, без помощи взрослых, прийти к пониманию границ своих возможностей, не подтвердилось. Уже в три-четыре года встречаются дошкольники, которые способны самостоятельно оценить некоторые свои возможности и верно предсказать результаты своих действий без помощи со стороны окружающих, лишь на основе индивидуального опыта.

Правда, представления, которые возникают у ребенка только на основе его индивидуального опыта, характеризуются вначале неустойчивостью и нечеткостью; они могут игнорироваться под влиянием оценочных воздействий взрослого. Но по мере развития детей эти представления приобретают все более основательный, устойчивый характер, и в пять-семь лет оценки окружающих принимаются ребенком лишь в определенной мере, преломляясь через призму тех результатов и выводов, которые подсказываются его личным опытом.

Источником формирования первоначальных представлений о себе является взаимодействие ребенка с другими людьми. С самого раннего возраста малыш, взаимодействуя и общаясь с другими людьми, начинает выделять себя субъектом своих действий и переживаний. Формирующиеся представления о себе входят в содержание самосознания индивидуума.

Любые оценочные воздействия взрослого содержат в себе и эмоциональные, и познавательные элементы, поэтому они не только направляют внимание ребенка на хорошие или плохие стороны собственного поведения, но и становятся моделью для построения представления ребенка о себе. В этом отношении характер оценочных воздействий взрослого имеет определяющее значение в процессе формирования у дошкольников представлений о своих возможностях.

Наиболее отрицательное действие на точность определения детьми результатов своих действий оказывают заниженные оценки взрослого, которые вызывают у детей недоверие, споры, несогласия и даже отказ от деятельности. Завышенные оценки взрослого оказывают двоякое действие на поведение дошкольников: с одной стороны, они искажают представления испытуемых в сторону преувеличения ими результатов своих действий, а с другой - мобилизуют их силы, стимулируют оптимизм и уверенность ребят в достижении хороших результатов. Самый высокий показатель точности ответов о результатах своих действий достигался в условиях применения точных оценочных воздействий взрослого. Следовательно, информация о своих возможностях, которую дошкольник накапливает в индивидуальном опыте, становится конструктивным материалом для формирования его образа и особенно эффективна в том случае, когда подтверждается в опыте общения. Поэтому так велика роль точных оценочных воздействий взрослого в образовании точных представлений ребенка о самом себе.

Зависимость поведения дошкольников от оценочных воздействий взрослого обратно пропорциональна возрасту детей: чем младше ребенок, тем некритичнее воспринимает он мнение взрослых, и тем меньше его представления о своих возможностях опираются на конкретные результаты деятельности. В старшем дошкольном возрасте взрослый остается для ребенка таким же авторитетом, как и для малыша, однако оценки дошкольника в большей мере преломляются через призму тех результатов и выводов, которые подсказывает ребенку его индивидуальный опыт.

Оценочные воздействия сверстника воспринимаются по-другому: чем младше дошкольники, тем менее значимыми являются для них оценки сверстников. При этом, если в общении со взрослыми самые высокие показатели точных ответов о своих прыжках были получены в условиях, когда старший партнер оценивал действия детей правильно, то в общении со сверстниками это случалось при завышенных оценках.

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста общение со взрослыми и общение со сверстниками выполняют ряд специфических функций, значение которых меняется в зависимости от содержания деятельности дошкольников и в соответствии с преобразованием форм общения.

Опыт общения со взрослыми является главным источником оценочных воздействий, под влиянием которых у ребенка возникает отношение к реальному миру, самому себе и другим людям, выступает в качестве средства организации индивидуального опыта детей, исполняя при этом три основные функции: выдвигает перед ребенком цель осознания, а иногда и вербализации своего индивидуального опыта; подсказывает в некоторых случаях способы решения разных задач в индивидуальном опыте; способствует систематизации и обобщению данного опыта. Опыт общения со взрослыми служит для детей в некотором смысле средством сравнения себя с эталоном или идеалом, к которому можно лишь стремиться.

Опыт общения со сверстниками, посредством которого дети приобретают основные навыки коллективной жизни, в процессе формирования у ребенка представлений о своих возможностях служит в первую очередь контекстом для сравнения с «подобными себе существами», являясь одновременно средством взаимного обмена оценочными воздействиями, благодаря которым ребенок получает возможность видеть себя глазами своих сверстников.

3. Игра как средство развития у дошкольников представлений о себе

Значительную роль в становлении представлений о себе у ребенка занимает игра. Так, по мнению А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, коллективная ролевая игра в дошкольном возрасте не только расширяет поведенческий репертуар ребенка и служит незаменимой школой общения, но и облегчает ему осознание собственных качеств и потенциальных возможностей.

Главной характеристикой детской игры, как известно, является расхождение реальной и мнимой ситуации. В игре ребенок начинает действовать «не от вещи, а от мысли», не в реальной, а в мыслимой, воображаемой ситуации. Предметы наделяются новыми, совершенно не свойственными им именами и функциями, сами дети меняют свои имена и принимают новые роли. Благодаря этим качествам игры в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание и пр.

Главное преимущество игровой деятельности заключается в том, что она имеет ближайшее отношение к потребностно-мотивационной сфере ребенка. Как отмечает Д.Б. Эльконин, в ней происходит «первичная, эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношение взрослых и потребность быть взрослым» .

Д.Б. Эльконин, вслед за Выготским, неоднократно подчеркивал, что в игре возникает новая форма желания. Ребенок учится желать, соотнося свое желание с идеей, с фиктивным «Я» (т. е. с другим, воплощенным в роли). Если в предметной игре ребенка раннего возраста (как и в случае неразвитой игры дошкольника) главное – обладание предметом и действия с ним, то в ролевой игре аффект переносится с предмета на человека, стоящего до этого за вещью. Благодаря этому взрослый и его действия начитают выступать перед ребенком как образец. Ребенок хочет действовать как взрослый. Именно под влиянием этого очень общего желания сначала при помощи и подсказке взрослых или старших детей он начинает действовать как будто бы он взрослый. При этом сначала происходит чисто эмоциональное понимание действий другого человека как осуществляющего что-то важное и значимое для других и, следовательно, вызывающего их определенное отношение.

Есть еще один важнейший момент, заключающийся в том, что в игре ребенок осознает свое Я. По словам Л. С. Выготского, «ребенок учится в игре своему Я» . Создавая фиктивные точки идентификации и соотнося себя с ними, он выделяет себя и осваивает своё Я. Естественно, ребенок в 3 года уже имеет свое Я, свои переживания и другие внутренние процессы, но не осознает их и своё место среди людей.

В игре, благодаря расхождению смыслового и видимого поля, становится возможным действие от собственного замысла, т. е. от взятой на себя роли (другого Я), а не от ситуации. Ведь ребенок, как бы эмоционально он ни входил в роль, все же чувствует себя самим собой. Он смотрит на себя через роль, которую взял, т. е. через взрослого (или какого-либо героя), и обнаруживает, что он совсем не взрослый. Сознание себя как ребенка, т. е. своего места в системе общественных отношений, происходит через игру.

В игре пробуются различные модели поведения, которые применяются затем в реальных ситуациях, что является началом индивидуального опыта дошкольника. Знания, приобретенные ребенком в индивидуальном опыте, отличаются большой конкретностью. Поэтому представления дошкольника, основанные на таких знаниях, имеют менее выраженную эмоциональную окраску, чем представления, сформированные посредством общения с другими людьми, в которых аффективный элемент присутствует в большей мере.

Таким образом, важнейшая функция индивидуального опыта состоит в обеспечении когнитивной части образа самого себя фактическими знаниями о себе, своих способностях и возможностях.

дошкольник общение игра самосознание

4. Самосознание дошкольника

А.Н. Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического складывания будущей личности. Этот период считается наиболее сензитивным к сфере человеческих отношений. Социальная направленность всей личности ребёнка становится определяющей в его психическом развитии.

Процесс социального взросления дошкольников (по определению Д.И. Фельдштейна) мы рассматриваем как сложное явление, которое по своему содержанию представляет собой единство и одновременно постоянно воспроизводимое противоречие двух сторон: социализации и индивидуализации. Если социализация предусматривает присвоение ребенком социального, вхождение в социальный мир в качестве его непосредственной части, то индивидуализация предполагает вычленение своего “Я” из социального и проявление своей “самости”, оптимально реализуемой и социально значимой деятельности.

Сам процесс социализации-индивидуализации по-разному реализуется разных возрастных ступенях, где осуществляется последовательно попеременное преобладание то социализации, то индивидуализации. Причем содержание этих процессов каждый раз переходит на новую качественную ступень, имеющую другую сущностную нагрузку.

Для социального развития детей в дошкольном возрасте характерно возникновение особого рода представлений, отражающих степень вычленения и осознания нравственных норм и правил, которыми руководствуются люди, живя в обществе. В процессе личностного развития у ребенка складываются такие психические новообразования, как способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению и пр. Начинается развитие самосознания в его исходных формах.

Необходимо отметить, что в арсенале педагогических работников ДОУ имеется достаточный выбор программно-методического материала для практической работы с детьми по освоению ими социального мира, формированию взаимодействий со сверстниками и взрослыми. Но при этом возникает потребность в материале, направленном на индивидуализацию личностного развития детей, на решение задачи развития самосознания.

Зародившись в раннем возрасте, самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Оно является центральным новообразованием дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является не только периодом “первого рождения личности” (А.Н. Леонтьев, 1983), но и периодом оформления “раннего образа Я” как аффективно-когнитивного образования (М.И. Лисина).

В психологической науке общепризнанно положение о том, что самосознание является сложным внутрипсихическим образованием, имеющим определенную структуру, функции и генезис. В процессе психического развития ребенком присваивается сложившаяся в истории человечества совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций, обеспечивающих его как уникальную личность, целостность и тождественность самому себе. Речь идет о развитии структуры самосознания личности, предполагающей сохранение основных значений и смыслов для человека. Самосознание личности представляет такое единство, которое находит свое выражение в пяти следующих звеньях:

Идентификация себя со своим именем и телом.

1. Притязания на признание.

2. Половая идентификация.

3. Психологическое время личности.

4. Социальное пространство личности.

Исследования В.В. Лебединского об эмоциональных нарушениях в детском возрасте, А.С. Спиваковской о профилактике неврозов у детей, Е.Б. Ковалевой о психологических особенностях старших дошкольников с повышенной тревожностью показали, что сфера самосознания наиболее уязвимой частью психики.

Причиной дисгармонии развития самосознания является депривация одного или нескольких структурных звеньев самосознания. Причем в старшем дошкольном возрасте наиболее значимыми и депривируемыми являются такие звенья самосознания, как осознание имени, притязание на признание и осознание прав и обязанностей. Это объясняется тем, что становление знаний о себе и отношения к себе происходит как правило стихийно без специальных усилий со стороны взрослых. Основным недостатком при таком возникновении знаний о себе является то, что они случайны, неполны и обрывочны, а подчас и неверны.

Недифференцированность представлений детей о себе отражает состояние нашего общества, в котором долгое время не были приоритетными ценности личного характера.В современной России родители обнаруживают явное противоречие между желанием видеть своих детей добрыми, отзывчивыми, гуманными и теми занятиями, которыми они их увлекают. В семье ценится ребенок умный, умеющий читать, писать, считать и пр.

Развитие познавательной сферы ребенка зачастую происходит мимо его личности. Вне поля зрения взрослых остается тот стихийно сложившийся внутренний мир ребёнка, который является источником переживаний и важной составляющей психологического своеобразия человека.

Таким образом, дисгармоничность развития может выступать в различных проявлениях, при запущенности - в различных качественных образованиях.

В целом дети дошкольного возраста с нарушенным образом “Я” не умеют гармонично взаимодействовать сами с собой, и, как следствие, не умеют взаимодействовать с социумом, с внешним миром. На уровне внешних поведенческих проявлений, чаще всего это проявляется как некоммуникабельность, застенчивость, тихость, комфортность, аутичность, т.е. гипоактивность. На углубленном личностном уровне неуверенность в самом себе переходит в неуверенность в своей уместности в обществе. Такой конфликт индивидуального и социального может проявиться и гиперактивностью в виде непослушания и агрессивности. И то и другое – гиперактивность и гипоактивность – формы часто неадекватных защитных механизмов социально неуверенных детей. Дети, имеющие неадекватную самооценку, склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением. Высокий уровень внутренней тревоги не позволяет им приспособиться сначала к детской группе, затем к школьной жизни, и та же проблема переходит во взрослую жизнь.

Наиболее сильным тормозящим фактором является то, что такие дети не могут позитивно относиться к себе такими, какие они есть на самом деле – и хорошими, и плохими. Не умея любить себя, человек не может полюбить другого. Поэтому так важно уже в детском возрасте, когда закладываются основы будущей личности, научить ребенка любить то, что в нем есть, быть благодарным за то, что он именно такой. Приняв себя, ребенку легче принимать других и любить их такими, какие они есть.

Заключение

Развитие представлений о себе является важной основой осознания ребенком себя в этом мире, выделения своей ценности, уникальности и связи с другими людьми посредством включения малыша в активное действие. Включение ребенка в специально организованный процесс общения с близкими взрослыми и сверстниками создает условия для развития представлений о себе у детей.

Важнейшая функция индивидуального опыта состоит в обеспечении когнитивной части образа самого себя фактическими знаниями о себе, своих способностях и возможностях.

Стихийно складывающийся опыт индивидуальной жизни нуждается в организации и осмыслении. Искажение представлений о себе, своих возможностях, о других людях и о мире приводит к трудностям психоэмоционального развития.

Недостатки, отклонения, деформации в развитии самосознания проявляются в неустойчивости, противоречивости личности, несбалансированности ее психических свойств, качеств, состояний, которые затрудняют социализацию и индивидуализацию личности.

Поэтому важно уже в детском возрасте, когда закладываются основы будущей личности, научить ребенка любить то, что в нем есть, быть благодарным за то, что он именно такой. Приняв себя, ребенку легче принимать других и любить их такими, какие они есть.

Литература

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М, 2006-256c.

2. Андреева И.В. Педагогика и психология. – Санкт-Петербург, 2003-368c

3. Ермолаев М.В., Ерофеев И.Г. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе). – М, 2002-328с.

4. Захарова А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М, 1998-217с.

5. Крайг Г. Психология развития. – Санкт-Петербург, 2002-268с.

6. Кулагина И.Ю. Психологический возраст: диагностика и тенденции изменения в онтогенезе // Вестник Университета РАО – 2000, №1С45-53

7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М, 2002-275с.

8. Развитие мотивов у детей 6 – 7 лет. Особенности психического развития детей 6 – 7- летнего возраста// Ред. Д. Б. Эльконин, А. Л. Вегнер. – М, 2004-268с.

9. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М, 2002-463с.

10. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний. – М, 2004-384с.

Вам также будет интересно:

Как быть жене, если муж стал инвалидом?
Вопрос: Ассаламу алейкум! Хотела узнать ваше мнение и получить совет по одному вопросу,...
Срединный феноловый пилинг Феноловый пилинг лица
Феноловый пилинг - это процедура очищения кожи карболовой кислотой (синонимы: фенол,...
Выбираем красивые прически для бальных танцев
Танец – это явление, совмещающее в себе спорт и искусство. Последнее – это не только...
Сценарий празднования Дня рождения (для девочки) Сценарий на детский др 9 лет девочке
«День рождения с принцессой Леснянкой и Бабой Ягой » Принцесса :Привет ребятишки Девчонки...
Лучшие яичные маски для лица в домашних условиях Сколько держать маску из желтка на лице
Оля ЛихачеваКрасота - как драгоценный камень: чем она проще, тем драгоценнее:) Куриные яйца...